Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

2 день Швуэс 5724 (1)

בס»ד

Мем Гимел

Подобно тому, что говорилось по поводу души и тела, мужчины и женщины, что в будущем раскроется достоинство мекабель[1] (тело, женщина), работа нижних – мы находим также, что в будущем произойдет очищение даже искр, которые находятся в трех совершенно нечистых клипах[2]. Это есть хидуш (новость) относительно положения сейчас, когда бирур (очищение) происходит только с теми искрами Святости, которые находятся в клипат-ногаh. Однако, в будущем, когда наступит «конец дней», «кейц а-йомин», сказано «hинни ойсэ хадошо боорец[3]» – очистятся также те искры, которые находятся в трех совершенно нечистых «оболочках», «намеренные грехи станут ему как заслуги».

И начало в этом – в работе поколения пяток Мошиаха – когда есть множество испытаний, подобных которым не было никогда, и посредством преодоления испытаний очищают также искры, которые в леумат-зэ[4], как объясняется в Дерех мицвотеха.

И идея объяснения в этом – что существование такой вещи, которая враждебна Б-жественности – возможно лишь сейчас, и только для того, кто не «видит нарождающегося»; но в действительности, не только тот, кто «далек», но даже тот, кто «отвержен», — сказано «не отвергнется от него отверженный», и, в конечном счете, даже такая вещь возвратится к святости.

Мем далет

В соответствии с этим можно объяснить то, что говорится в Мехилта, на стих «вайдабер Элойким эт кол а-дварим hаэлэ лэмор[5]» – что на первый взгляд, слово «лэмор» – «сказать» – непонятно, ведь все евреи сами слышали десять заповедей от самого Вс-вышнего? Но, слово «лэмор» – «сказать» – указывает на ответ, который давали евреи на каждую заповедь – «что отвечали на «да» – «да», и на «нет» – нет» (т.е., что когда Вс-вышний говорил «делай», то сыны Израиля отвечали «да», «исполним это», и когда Вс-вышний говорил «не делай» – отвечали сыны Израиля «нет», «не будем это делать»), так объясняет рабби Ишмаэль. Рабби Акива говорит: «на «да» – «да», и на «нет» – «да» (т.е., что также на «не делай» говорили «да», что будут слушать слова Вс-вышнего, и не будут нарушать запрет, о котором они были предостережены, чтобы не делать его).

И сначала нужно объяснить, что есть такие вещи в учении хасидизма, что на первый взгляд, кажется, что у них нет никакого отношения и связи с тем, что говорится в «открытой Торе», но когда задумываются и ищут и т.д. – то находят эти вещи также в открытой Торе, и вплоть до того, что без объяснения, которое дает учение хасидизма – данный вопрос в открытой Торе остается совершенно непонятным.

И в нашем вопросе – слова Мехилты нуждаются в объяснении:

А) В чем, вообще, состоит содержание «ответа», который ответили сыны Израиля на приказания, которые они слышали от Вс-вышнего? И даже если мы поймем общий смысл ответа – то нужно понять, в чем состоит спор рабби Ишмаэля и рабби Акивы, ответили ли «на «нет» – «нет»», или «на «нет» – «да»», ведь на первый взгляд, по обоим мнениям, содержание ответа одинаково, и различие состоит лишь в словах, которыми это выражено?

Б) Раши в своем комментарии на Тору приводит мнение рабби Ишмоэля, а не мнение рабби Акивы, хотя «галаха идет по мнению рабби Акивы, когда он спорит со своими товарищами». И, хотя Раши (даже в Геморе, и тем более – в хумаше) – он комментатор, а не законоучитель, тем не менее, требуется объяснение, почему пшат (простой смысл) Писания идет по словам рабби Ишмаэля, а не по галахическому мнению?

В) Какое отношение имеют эти два мнения к рабби Ишмаэлю и рабби Акиве, почему именно по мнению рабби Ишмаэля сказали «на нет – нет», а по мнению рабби Акивы – «на нет – да».

Мем hей

И можно сказать объяснение в этом – основываясь на беседе Ребе Рашаба (которая была напечатана в Тойрас Шолом), в которой идет речь о способе сотворения клипот (посредством «разбиения сосудов» и разрушения мира «хаоса» и т.д.), как сказали Разал: «отсюда мы учим, что существовал порядок времен до того… ибо творил миры и разрушал их… эти понравились Ему…»), и объясняет там, что сотворение клипот – это со стороны того, что «эти не понравились Ему», ибо Свыше также со стороны «не понравились Ему» происходит творение.

Т.е.: как правило, объясняется, что клипот – это отсутствие существования, подобно тому, как тьма – это отсутствие света; однако, также в отношении тьмы есть исследование, или это только отсутствие света, или это самостоятельная сущность (и следует отметить из слов РаЗаЛ – «не сотворена ночь, но только для изучения Торы»). И подобно этому в общей идее разбиения и разрушения мира хаоса, что это в аспекте «разрушает ради того чтобы построить», и т.е., что строение не как «нечто из ничто», поскольку также в разрушении есть позитивное содержание, и подобно примеру распутницы и царского сына, и поэтому также намеренные грехи могут стать заслугами.

И в соответствии с этим можно объяснить слова Мехилты в споре рабби Ишмаэля и рабби Акивы, как далее будет объясняться.

Мем вов

Служение человека в заповедях «не делай» (общность которых – это приказание «да не будет у тебя…») возможно двумя способами:

А) все его служение основано на кабалат-ол[6]: единственное его намерение – исполнить приказ господина, и лично для него нет никакой разницы в чем конкретно состоит приказание. И как сказано: «если бы нам было бы приказано рубить дрова», то мы делали бы это со стороны кабалат-ол, так же, как одевание тфилин и т.д. И когда все его служение – только со стороны преданности господину – тогда нет совершенно никакой разницы, в чем состоит приказ, или это «да», или «нет», и как сказано «и если так скажет – не желаю тебя – вот я». И поэтому также на «нет» – он отвечает «да», ибо то, что он не совершает греха – для него это не аспект отдаления от зла и т.п. («нет»), а только исполнение воли господина («да»).

Б) его служение – в аспекте «гилуим[7]» и т.д., и тогда общая идея исполнения заповедей разделяется на две линии: когда идет речь о позитивном действии, деле, связанном со святостью – он бежит исполнить это с большой энергией, «беги ради исполнения легкой заповеди»; но, когда речь идет об аспекте зла, противоположности Святости – тогда «убегай от греха», и это смысл заявления «нет».

И это есть объяснение спора рабби Ишмаэля и рабби Акивы в аспекте эмоционального ощущения со стороны служения человека, ибо, когда его служение основано на «гилуим» – тогда исполнение заповеди «делай» и заповеди «не делай» – это две различные линии («на да – да, и на нет — нет»), но, когда его служение со стороны принятия ига Небес, когда он всецело предан и отдан своему господину – тогда нет у него никакой разницы между исполнением заповедей «делай» и заповедей «не делай», но, во всяком деле, которое он делает – ощущается только присутствие господина – который есть истинное «да», истинное существование.

Однако, спор рабби Ишмаэля и рабби Акивы – также в том, как они видят существование зла:

Рабби Ишмаэль считает, что, поскольку Тора дана внизу в этом мире (ибо даже во время дарования Торы сказано «И опустился Вс-вышний на году Синай», и в особенности, поскольку цель Дарования Торы – это практическое исполнение заповедей после раскрытия Б-жественности, которым сопровождалось Дарование Торы, ибо каждый и каждый из Израиля «поклялся на горе Синай» исполнять их), и, с точки зрения этого мира — клипот – это аспект отсутствия существования, и работа заключается в том, чтобы убегать от зла – поэтому он считает, что говорили «на нет – нет«;

В отличие от него, рабби Акива считает, что хотя и сказано «и опустился Вс-вышний на гору Синай», тем не менее, также сказано «и к Моше сказал – поднимись…», и т.е., что сыны Израиля смотрели снизу, и видели все вещи, как они со стороны Б-жественности (ибо во время Дарования Торы «прекратилась нечистота их», как говорилось выше п. 41), и ведь со стороны Б-жественности невозможно быть аспекту враждебности или отсутствия существования, но все – даже сокрытие клипот и т.д. (т.е., искры, сокрытые в них) – это проявление Сущности Вс-вышнего, который есть истинное существование – «на нет – да«.

И следует отметить: такое объяснение в «на нет – да» – с точки зрения хасидизма – это как со стороны служения человека, что также исполнение заповедей «не делай» у него со стороны его преданности Вс-вышнему, и также со стороны того, как он относится к существованию зла, что это не аспект отсутствия и т.д. И по простому, можно сказать, что когда сыны Израиля слышали десять заповедей из уст Вс-вышнего, то, поскольку Свыше «ло йегурха ра», то даже речение «не убий», «не воруй» и т.д. – это не аспект убийства и воровства хас вешолом, но – приказание Вс-вышнего, Высшая воля (однако, содержание приказания – «не убий» и «не воруй»), и приказание Вс-вышнего – это аспект «да».

Мем заин

В соответствии с вышесказанным будет понятно также объяснение того, почему рабби Акива повторяет и упоминает также «на да – да»:

На первый взгляд, ведь спор рабби Ишмаэля и рабби Акивы это только в отношении ответа Израиля «на нет», по мнению рабби Ишмаэля ответили «на нет — нет», а по мнению рабби Акивы ответили «на нет – да», однако, в отношении ответа Израиля «на да» рабби Акива считает так же как и рабби Ишмаэля, что сказали «на да – да», и если так, то рабби Акива должен был бы сказать только «на нет – да», и почему же он повторяет и говорит «на да – да»?

Но в соответствии с вышесказанным понятно, что спор рабби Ишмаэля и рабби Акивы он также в отношении ответа Израиля «на да»:

По мнению рабби Ишмаэля, ответ Израиля «на да – да» – это было «да» нижнего мира (и поэтому они ответили «на нет – нет», ибо на этой ступени «на да» отлично от «на нет»);

Но по мнению рабби Акивы, ответ Израиля «на да – да» было «да» истинной Сущности, (и поэтому они ответили также «на нет – да», ибо в этом «да» нет никакого различия между «на да» и «на нет», и оба они истинны, ибо со стороны Сущности все – равнозначно, и все – истинная Сущность).

И подобно различию между высшим единством и нижним единством.

Мем хес

В соответствии с этим понятно отношение этих двух мнений к рабби Ишмаэлю и к рабби Акиве – что рабби Ишмаэль – со стороны его ступени служения – считает что сказали «на нет – нет», а рабби Акива – со стороны своей ступени служения – считает что сказали «на нет – да».

Рабби Ишмаэль – был коген, и идея когенства – это притяжение Б-жественности сверху вниз, как сказано «укажут суды Твои Яакову, и Тору твою – Израилю», и т.е., что притягивают хесед и hашпаа Свыше, чтобы они достигли Израиля внизу. И со стороны притяжения вниз – ответ должен быть «на нет – нет«, как объяснялось выше.

Но рабби Акива – был сын гейрим, и т.е., он вышел из тех, кто находились в трех совершенно нечистых клипот, и он очистил и поднял искры трех нечистых клипот снизу вверх.

И также общее направление служения рабби Акивы в течение всей его жизни было связано с мсирут нефеш, как он сказал «все дни мои я огорчался… когда прийдет в руку мне, и я исполню его»

И со стороны подъема снизу вверх – ответ должен быть «на нет – да«, и т.е., что также в «нет», в самом большом сокрытии, видят Б-жественное намерение, заключенное в нем, и в действительности, также эта вещь (т.е., искра, сокрытая в ней) – это «да», проявление Сущности.

Мем тес

В соответствии с этим будет понятно также почему Раши, в своем комментарии на Тору, объясняет по мнению рабби Ишмаэля именно, хотя галаха идет по рабби Акиве – ибо:

«Тора говорит о большинстве» – и начало служения у большинства сынов Израиля – это «на нет – нет» – удалиться от отделиться от аспектов зла и сокрытия.

Служение «на нет – да» – это служение более приятное и более возвышенное, ибо, когда сознают, что в действительности «нет ничего кроме Него», и нет существования противника совершенно – это куда более возвышенно и т.д.., но – «не каждый мозг может вынести это».

И поэтому – начало служения – это «нижнее единство», «на нет – нет«, т.е., что должен убегать и отдаляться от вещей, скрывающих Б-жественность, и только после этого возможно достичь «высшего единства», «на нет – да», и т.е., что видят во всякой вещи Б-жествевнность, ибо истинность Сущности находится также внутри самого сокрытия.



[1] Получающий, воспринимающий, ученик

[2] «Оболочка». В хасидизме: синоним противоположности Святости.

[3] «Вот, Я творю новое в земле»

[4] Противоположность Святости

[5] «И говорил Вс-вышний все эти слова, чтобы сказать»

[6] Принятие ига Небес

[7] Раскрытие Б-жественного света. Т.е., человек, «цель» которого в его служение – привлечение Б-жественного света в этот мир и на свою Б-жественную душу, чувственное, эмоциональное служение.