Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тания - дневной раздел - 21 Сиван

Обычай Хабада - "жить в ногу со временем" - читать каждый день отрывок из недельной главы Торы и Тегилим и изучать отрывок из Тании и Йом Йом
Пока только несколько дней, в дальнейшем - им йирце Гашем - надеемся, что будет "двар йом бейоймой"
Шиурим баТания, Пниней Тания, Маскиль леЭйсон

21 Сиван 5779 года

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний

Понятие и категория "мир" относимо только к тому, что в пространстве и времени. Пространство - это восток и запад, север, юг, верх и низ, а время - это прошлое, настоящее и будущее. Но все эти категории не относимы к святым высшим атрибутам [Б-ra][1]. И лишь в связи с атрибутом Малхут, царства Его, благословенного, можно сказать, что Он, благословенный, царствует "наверху без конца и внизу без предела", а также во всех четырех направлениях. И также в отношении времени [сказано]: "Б-г царит, Б-г царил, Б-г будет царить"[2]. Следовательно, жизненная сила пространства, а также жизненная сила времени и их сотворение из ничего[3], и их существование все время, пока они существуют, происходят от атрибута Малхут и имени Ад-нут, благословен Он. И так как Малхут совершенным единством едина с Его сутью и сущностью, благословен Он, как это будет видно далее[4], пространство и время совсем не существуют по отношению к Его сути и сущности, как солнечный свет не существует в Солнце.

И это - соединение имени Ад-нут с именем Гавайе. Имя Гавайе указывает, что Он над временем, что "Он есть, был и будет" одновременно, как сказано ("Раая мегеймана", глава "Пинхас"[5]). Он также и выше пространства - Он непрестанно творит все пространство во всех его аспектах: сверху и донизу и во всех четырех направлениях[6].

[1]   То есть к девяти высшим атрибутам, или сфирот. Сфира Малхут - десятый атрибут, самая нижняя ступень из всех десяти.

[2]   Из утренних молитв. Стихи из книги Тегилим, 93:1,10,16; Шмот, 15:18.

[3]   Время - также сущность, сотворенная из ничего, ибо оно зависит от движения творений, а вое, что неотделимо от сотворенного, также неминуемо является сотворенным. Время, бесконечно делимое на части, не может быть бесконечным, ибо бесконечность неделима и проста. А как конечная сущность время должно быть сотворенным из ничего. 

[4]   См. ниже, гл. 8.

[5]   Зогар, часть 3, стр. 2576.

[6]   При соединении букв имени Ад-нут с буквами имени Гавайе буква "йод" из имени Гавайе стоит на первом месте, то есть в этом сочетании имен доминирует имя Гавайе. Это указывает, что пространство и время теряют свое значение, и это - высшее единство. См. также прим. к главе 6. Об этой ступени единства говорится в первой части молитвы "Слушай, Израиль... Всевышний един", то есть Он - один, и, кроме Него, ничто не обладает существованием.