Есть одна тема, о которая я довольно часто обдумаю.
Рав Кук говорит о том, что в любом позитивном качестве есть "примесь" зла. И работа человека в том, чтобы очистить эту "примесь".
Но есть более "интересная" ситуация. Есть качества, о которым ты не можешь решить - или это хорошо или это плохо. Или это "доброе начало" или это "злое начало".
Пример?
Я с 15 лет увлекаясь программированием. Это буквально "йецер а-ра" для меня - я мог сидеть над программированиям часами и днями.
Потом я стал религиозным. И очень часто говорил себе: это "дурное начало", нужно изучать Тору, а не играться в программированиям.
Когда я был посланником в Брянске - о вместо того, чтобы заниматься послушничеством - я сидел на компьютере часами и днями.
Дело в конечном счете привело к тому, что я уехал из Брянска и из России вообще.
Что здесь "йецер", а что "доброе начало"?
На первый взгляд понятно: "доброе начало" говорит: "делай шлихут". И не сиди за программами!
Собственно наш "главные раввин" рав Берл Лазар именно этом мне все время говорил. И в конце концов он сказал - уезжай из Брянска. что я и сделал. вот к чему приводит "дурное начало".
Кажется "преступление и наказание" вполне очевидны.
А теперь попробуем посмотреть на то же самое с другой стороны: я, действительно, сегодня я понимаю, насколько я был очень слабым тогда программистом.
Но что? Я сделал они из лучших сайтов (и до сегодня) по иудаизма на русском языке - Хасидус.ру
А потом еще я сделал один из важных сайтов на иврите по хасидут Хабад - Хабад Лайбрари. Тоже с достать очно примитивным интерфейсом и тем не менее, очень популярным ресурсом и до сегодняшнего дня.
Так где "йецер" а где "доброе начало"?
Я бы сказал, что только после того, можно понять, что "доброе начало" а что "дурное начало".
То, что я делал в Брянске "официально" - если честно, я почти не вижу, что из этого получилось полезного. А вот "неофициальное" увлечение программированием - да, дало неожиданной результат.
Я бы сказал еще: если человек к чему то стремится - то настоящий наставник увидит в этом зерно истины. И не будет говорить: "это дурное начало".
Если я не занимаюсь Брянском - то может быть это потому, что это было не подходящая для меня работа? Собственно, в конце концов именно это и было выяснено.
Но еще интересно дальше. Когда я уехал из России - и оказался в Израиле - много лет я работал программистом. И если бы не этот "йецер" - мне бы просто не на что было бы жить.
И еще интереснее дальше: потом этот "йецер" создал сайта для уроков рава Гинзбурга на иврите. И я начал снимать видео с его уроков. Видео оператор из меня получился не самый лучший, но эту работу потом взяли потом уже профессиональны - и сегодня канал рава Гинзбурга на Ютуб это один из лучших каналов распространения учения рава Гинзбурга.
Опять же: йецер? Или "доброе начало"?
А потом я начал делать уроки на зуме и ставить на Ютуб и на мой сайт Хасидус и Фейс - это как - "дурное" начало или "доброе"??
Какой вывод? Есть вещи, которые не возможно знать зарание - что добро а что зло.
Помните историю про одного хасида, который ехал к Баал Шем Тову? И он уже почти доехал до него. Но по дороге была меленька община, где не хватала 1 человека для кворума на молитву Рош аШана.
И хасид сказал: "я еду к своему Ребе". Я не могу остаться в этом селе - я специально поехал к моему "ребе". Я не могу!
Хасид оставляет эту село, едет к Ребе. А Ребе его не видит в упор.
И только после Йом Кипура или даже после Симхат Тора Баал Шем Тов говорит своему ученику: "все, ради чего твоя душа пришла в этот мире - это только ради того, чтобы остаться на меняны в том селе на молитву Рош аШана.
Тут есть еще один аспект: с точки зрения логики - хасид был прав. Но что? Есть интуиция. И эта "интуиция" - это выше чем разум, и выше даже чем сердце. И эта "точки судьбы" это куда выше, чем все остальное.
Рав Гинзбург говорит об этом немала. Рав рассказывает историю Йосефа и спрашивать: за что Йосеф был наказан? Ведь он просто сделал то же самое, что его отец?
Какой ответ? Есть ответ Раши, что он должен был верить в Бога до конца. Но что с тем, что его отец.. Яаков, пытался решить свои проблему с Эйсавом 3 путями?
Ответ рава: да, с точки зрения логики ты должен был действовать подобно своему отцу. Но где же была твоя интуиция? Где был твое ощущение, что это не твой путь? что у тебе другой путь!
И на мой взгляд, это самое главное, что я выучил у рава Гинзбурга. Ищи свой шлихут. Он как правильно, не известен, это самый большой секрет, и только в конце жизни человеку рассказывает, ради чего его душа пришла в этот мир.
Лехаим, лехаим! Верьте в себя, и если у вас есть какая то "странная" страсть - не бросайте. А вдруг это то, ради чего Бог прислал твой душу в этот мир. И это - суть хасидизма в общем - так говорит рав Гинзбург.
(другое вариант: есть "простые слуги" и есть "умные слуги". Как нибудь в другой раз)