Мысль была - Моше, как известно, грешил. Главный грех - это что он ударил по скале, понятно
Но пишут, что Телец это тоже его греха.
Ребе говорит: что Моше виноват в Тельце. И он спрашивает: ну хорошо, он же был при этом на горе - как он может виноват?
И ответ Ребе - вполне в духе Ясперса - что есть метафизический грех - за все человечество
Ребе говорит, что даже на Синае он должен был думать о своем народе
К чему я это? К личности Иисуса. То, что он был великим праведником - это даже рав Кук пишет ясным образом
Но что? Есть ли у этого праведника грехи или нет?
И ответ на мой взгляд очевидно: основной грех праведников - это вера в то, что он Машиах.
Понятно, что Иисуса не один - очень многие праведники велись на это.
Один из немногих кто не повелся - это тот же рав Кук. Который тщательным образом не давал об этом думать, и не разрешал об этом говорить.
И раби Нахман тоже
А Любавичский Ребе - провозгласил себя Машиахом - и этот дало очень негативные результаты.
И то же - на мой взгляд, Иисус. Учитель, праведник, но не машиах.
И еще хорошо только Машиах.
Он, или его ученики назвали его "богом" и это точно очень большая проблема.
И с точки зрения "метафизической" - все реки кровь которые были пролеты за него - это его вина. Метафизические, конечно
И если говорить о "очищении" вера - рав Кук говорит о том, что христианство также требует очищения - то именно в этом - идеи "бога-человека", агиографии, и машихизма
Правда, Любавич тоже очень любит агиографии. И идея "Ребе-бог" тоже можно услышать в определенных кругах Хабада. Правда, стараются это не афишировать
И как бы официально это никто не скажет. Но есть такие идеи
Я к тому, что это бывает - праведник так близок к Богу, и подобен Богу, что очень легко поддастся на то, чтобы объявить его богам
*
Ну и рав Гинзбург. Он верит в то, что он продолжатель Ребе, так называемое "восьмое поколение", после Ребе, который "седьмой"
Рав иногда намекает на это, а иногда отрицает.
Ученики конечно, знают точно что он "восьмое ребе"
Мне рав в свое время сказал очень ясно, что не следует об этом распространяться - я даже сделал сайт "восьмое поколение " в свое время
Рав сказал стереть - и я стер.
То есть сам рав понимает, что есть "примесь", но ученики как правила не различают золото от примеси
*
Есть также идея сделать рава Гинзбурга "царем Израиля" - который вообще никак не подходит на это
В отличие от Ребе, который действительно был очень значительной фигурой в его поколении,
по большому счету рав Гинзбург очень "нишевая" фигура
Я к тому, что у цадиком есть свои грехи
*
И наконец - рабби Нахман и рав Шнеор Залман.
Шнеор Залман был одним из крупнейших учителей своего поколения.
А рабби Нахман это были считанные люди, которые были его хасидами
Кстати, и у рава Кука было очень мало учеников - его книги раскрылись после 6-й войны.
И особенно сейчас, второй рождение рава Кука
*
Или Ребе и его тесть, 6 Ребе. Ребе говорит о своем тесте, что он был великим праведником. Я не знаю, как это можно утверждать. И тем не менее, он говорит об этом постоянно на своих фарбренгенах
*
Баал Шем Тов и его сын - это замечательная история. Баал Шем Тов умер, и "по умолчанию" его сын возглавил "двор".
Но через год собрались его ученики, и сын - р. Цви - сказал: я передаю управление в руки Магида.
Это уникальная явление
*
Кстати. История тельца - его же решили делать вместо Моше, так?
Следовательно: для народа Моше был именно богом, а не посланника. Логично?