Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

вчера утром решил почитать хумаш - берейшит

вчера утром решил почитать хумаш — берейшит. Начало, примерно 3 глава — про создание человека.

3 месяца назад я мог только мечтать читать хумаш, а вот в последние недели потихоньку могу прочитать какой то кусок.

И вот я добрался до второй истории о Адаме и грехе и тд

Читать комментарии я пока что не могу толком, и поэтому получаются довольно интересный эффект. Текст хумаша — в чистом виде. Грехопадение Адама — без комментарием. С трудом разбирая слова.

Получился удивительный эффект. Текст — когда он под Соловейчиком — это высочайшая философия — мы когда то говорили об этом и читали.

А вот без "приправы" Соловейчика — как это звучит?

Звучит страшно. Бог, который, по сути, враг человек. Мы обсуждали с Борисом — я сказал, что это похоже на какое то очень древнее сказание, которое говорит о том, что человек и Бог прежде всего враги.

Концепция. Древний человек верит, что Бог — враг человека. Это довольно очевидно, кажется.

Фишка в том, что эти древние тексты являются также частью Торы.

Почему? Я сказал, да потому, что идолопоклонство — это часть Истории Человечества. И эти главы — они идолопоклонники.

Не в том вопрос, есть ли один бог или два. Вопрос в том, что идолопоклонство означает прежде всего, что Бог и человек — враги. Жестокие враги. И это — история Адама.

(если посмотреть с этой точки зрения – глава Берейшит – бог в ней вообще не замечает адама, да в все творение. Не понравилось? И стер все человечество – какие проблемы…

Я о том, что это концепция Бога в главе Брейшит. А в Ноах уже новая концепция Бога. Бог который заключает союз с человеком. Бог обещает не уничтожать человечество снова.

И это огромная разница между Бога Брейшит и богом Ноах

В этом смысле монотеизм начинается с Ноах. Начинается какой то честный разговор человека и Бога

).

В бейрешит Бог и человек — враги. Жестокие враги. Бог не готов отдать Адаму Знание. Начать с этого. Дальше — Бог дает Адаму Хаву. И она действительно виновата. А Всевышний еще ставит это в вины Адама.

Если кто то вообще не виноват — это точку Адамом. А Хава — действительно не поняла, в чем она виновата?

И мой вывод — это очень древняя история, очень идолопоклонника. Которая говорит о том, что Бог и человек — враги!

И еще раз — поскольку история человечества едина — поэтому Тора обязана включить эту история.

Понятно, что мудрецы дальше делают "цимес" с этой истории — но это потом.

А Моше — я сказал на урока с Борисом, что я очень верю в том, что Моше безусловно получил традицию древнего Египта и что он действительно похоже, был Египетского жрецом — и он составляет Тору, включая исторические, «идолопоклонники» текста.

*

В чем идея Моше и Торы? — В честности перед Богом (см. тилим 90).

От идолопоклонской идея вражды Бога и человека — Моше создает веру в диалога Бога с человеком.

И это очень контрастно даже перед Авраамам (Шмот, вторая глава раши)

Вот такой получился разговор. ф