вчера утром решил почитать хумаш - берейшит. Начало, примерно 3 глава - про создание человека.
3 месяца назад я мог только мечтать читать хумаш, а вот в последние недели потихоньку могу прочитать какой то кусок.
И вот я добрался до второй истории о Адаме и грехе и тд
Читать комментарии я пока что не могу толком, и поэтому получаются довольно интересный эффект. Текст хумаша - в чистом виде. Грехопадение Адама - без комментарием. С трудом разбирая слова.
Получился удивительный эффект. Текст - когда он под Соловейчиком - это высочайшая философия - мы когда то говорили об этом и читали.
А вот без "приправы" Соловейчика - как это звучит?
Звучит страшно. Бог, который, по сути, враг человек. Мы обсуждали с Борисом - я сказал, что это похоже на какое то очень древнее сказание, которое говорит о том, что человек и Бог прежде всего враги.
Концепция. Древний человек верит, что Бог - враг человека. Это довольно очевидно, кажется.
Фишка в том, что эти древние тексты являются также частью Торы.
Почему? Я сказал, да потому, что идолопоклонство - это часть Истории Человечества. И эти главы - они идолопоклонники.
Не в том вопрос, есть ли один бог или два. Вопрос в том, что идолопоклонство означает прежде всего, что Бог и человек - враги. Жестокие враги. И это - история Адама.
(если посмотреть с этой точки зрения – глава Берейшит – бог в ней вообще не замечает адама, да в все творение. Не понравилось? И стер все человечество – какие проблемы…
Я о том, что это концепция Бога в главе Брейшит. А в Ноах уже новая концепция Бога. Бог который заключает союз с человеком. Бог обещает не уничтожать человечество снова.
И это огромная разница между Бога Брейшит и богом Ноах
В этом смысле монотеизм начинается с Ноах. Начинается какой то честный разговор человека и Бога
).
В бейрешит Бог и человек - враги. Жестокие враги. Бог не готов отдать Адаму Знание. Начать с этого. Дальше - Бог дает Адаму Хаву. И она действительно виновата. А Всевышний еще ставит это в вины Адама.
Если кто то вообще не виноват - это точку Адамом. А Хава - действительно не поняла, в чем она виновата?
И мой вывод - это очень древняя история, очень идолопоклонника. Которая говорит о том, что Бог и человек - враги!
И еще раз - поскольку история человечества едина - поэтому Тора обязана включить эту история.
Понятно, что мудрецы дальше делают "цимес" с этой истории - но это потом.
А Моше - я сказал на урока с Борисом, что я очень верю в том, что Моше безусловно получил традицию древнего Египта и что он действительно похоже, был Египетского жрецом - и он составляет Тору, включая исторические, «идолопоклонники» текста.
*
В чем идея Моше и Торы? - В честности перед Богом (см. тилим 90).
От идолопоклонской идея вражды Бога и человека - Моше создает веру в диалога Бога с человеком.
И это очень контрастно даже перед Авраамам (Шмот, вторая глава раши)
Вот такой получился разговор. ф