Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

01

Ныть или не ныть — вот в чем вопрос… Вчерашний урок по рабби Нахману и раву Натану При всей кажущейся банальности и очевидности все не так банально и не так очевидно Урок скоро поднимется * Еще момент, обсуждавшийся на одном из последних уроков: как относиться к нашим ошибкам и провалам? Видеть ли в них руку Всевышнего? Или же винить себя в своих ошибках. Ответ, как ни парадоксально — «и-и». И то, и другое Есть «высшее знание» и есть «нижнее знание». С точки зрения «нижнего знания» — мы сами виноваты в своих проступках.
На наших уроках по Штейнзальцу мы обсуждаем понятие «души». Есть высокие души, есть низкие души. Можно ли «измерить» высоту души? Возможный пример: есть люди, приходящие на уроки, и слышащие какие то нетривиальные идеи, и ощущающие их сложность и нетривиальность, их красоту. А другие слышат ту же идею, и сводят ее к банальной благоглупости. Разница в душах. Грубые души огрубляют даже самые тонкие идеи.
И объяснение, ибо идея заповеди красной телицы, это как объясняется в книге заповедей Рамбама, что «заповедал нам делать красную телицу, для того, чтобы ее прах был приготовлен для того, кто будет нуждаться в нем, чтобы очиститься от нечистоты мертвеца, как сказано: «и будет для общины сынов Израиля на сохранение», т.е., что вся идея красной телицы и все ее служение это для того, чтобы она была приготовлена для того, кто находится в самом низу (со стороны ави-авот противоположности чистоты), для того, чтобы поднять его и т.д. И про это сказано в Мидраше, что Моше рабейну не знал, каким образом он способен очиститься, до такой степени, что «позеленело лицо его». И известен вопрос в этом, в чем проблема «как произойдет его очищение», и почему он не может очиститься, как от всех остальных вещей? И объяснение, что поскольку это вещь, связанная с ави авот и т.д., ниже чем клипат нога , и даже там, в самом низу, так низко, что ниже уже нет. И поэтому «позеленело лицо Моше», поскольку идея того, что возможно очищение на столь низкой ступени – для нее нет места со стороны Моше, хохма дикдуша , которая заключает в себе всю Тору целиком, как сказано: «помните Тору Моше слуги моего».