И объяснение, ибо идея заповеди красной телицы, это как объясняется в книге заповедей Рамбама, что «заповедал нам делать красную телицу, для того, чтобы ее прах был приготовлен для того, кто будет нуждаться в нем, чтобы очиститься от нечистоты мертвеца, как сказано: «и будет для общины сынов Израиля на сохранение», т.е., что вся идея красной телицы и все ее служение это для того, чтобы она была приготовлена для того, кто находится в самом низу (со стороны ави-авот противоположности чистоты), для того, чтобы поднять его и т.д. И про это сказано в Мидраше, что Моше рабейну не знал, каким образом он способен очиститься, до такой степени, что «позеленело лицо его». И известен вопрос в этом, в чем проблема «как произойдет его очищение», и почему он не может очиститься, как от всех остальных вещей? И объяснение, что поскольку это вещь, связанная с ави авот и т.д., ниже чем клипат нога , и даже там, в самом низу, так низко, что ниже уже нет. И поэтому «позеленело лицо Моше», поскольку идея того, что возможно очищение на столь низкой ступени – для нее нет места со стороны Моше, хохма дикдуша , которая заключает в себе всю Тору целиком, как сказано: «помните Тору Моше слуги моего». И поэтому сам Вс-вышний (аспект ацмут ) должен был сказать ему главу о Красной телице, когда он говорит: «тебе я раскрою смысл этой заповеди», ибо даже Шломо сказал об этой заповеди «я пытался постичь ее, но она далека от меня», т.е., что он знает только, что есть такая вещь, и он думает, что он способен ее постичь, но это осталось «далеко от меня», т.е., что аспект хохма чувствует, что эта идея находится в отдалении от нее) и тем более от Моше. Ибо перед тем, как ему раскрылась тайна очищения осквернившегося нечистотой мертвеца, когда сам Вс-вышний, аспект ацмут, раскрывает ему эту тайну («тебе я раскрою»), сказано «позеленело лицо его», ибо он не знал, как можно очистить его). И идея в этом, как объясняет Алтер Ребе в Биурей Зоар , что посредством хохма происходит аспект бирур – бехохма итбериру , или посредством выбирания съедобного из несъедобного, или посредством выбора несъедобного из съедобного. Однако аспект хохма не способен привести к итапха , как красная телица, и про это сказано ми итен таор митаме , и поэтому позеленело лицо Моше, хохма дикдуша . Но на это было сказано ему: «вот закон (хукат) Торы», именно хука, что это есть аспект хакика , часть его самого, и поэтому посредством этого происходит действие более высокое, чем бехохмо итбериру, и это есть идея итапха, как объясняется в Игерет Акодеш, что это посредством притяжения моха стимаа , и это есть аспект хохма в кетер и еще выше.
И поэтому здесь говорится два раза имя Гавайе (И говорил Гавайе… Вот закон Торы, который заповедал Гавайе»), как объясняется в друшим , что всюду, где говорится дважды имя Гавайе, первое имя в ЗА, а второе – более высокое имя Гавайе (Гавайе в Арих Анпин, и еще выше – в Атик), Высшее имя Гавайе. И оттуда притягивается – «сказать» - пока не приходит в место, где находится отец-отцов противоположности чистоты, произвести в нем метаморфозу, перевернуть из грехов в настоящие заслуги.
(Маамар Ребе на гл. Пара 5738)
Надеюсь сделать урок по этому тексту на следующей неделе