Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Как-то давным-давно в моей хабадской молодости я… как принято в Хабаде когда заканчивается Шабат

Как-то давным-давно в моей хабадской молодости я…, как принято в Хабаде, когда заканчивается Шабат, то ставят видео и крутят ролик Любавичского Ребе, иногда это более интересно, иногда это менее интересно, это принято в хабадских синагогах. И как-то один раз был очень интересный ролик. Ролик был такой. Предыдущий Любавичский Ребе, когда он еще не был Ребе, когда он еще был при жизни своего отца Ребе Рашаба. Ребе Рашаб послал своего сына в Москву решать какую-то общественную задачу. Проблема в том, что решение зависело от какого-то министра. А министр был порядочный антисемит, и жил он где-то за городом. Он назначил предыдущему Ребе встречу в субботу или с пятницы на субботу, чтобы сделать его жизнь приятней и удивительней. И что делать? Он поехал в эту подмосковную деревушку, повел всю субботу среди алкашей, которые там тусовались в этом трактире, корчме. Встретился с этим с министром, сделал то, что должен был сделать, вернулся домой, все хорошо, все прекрасно. Из всей этой истории Ребе цепляется за одну, кажется, совершенно маловажную подробность. Был жуткий мороз, и для того, чтобы поехать в этот шлихут, предыдущий Ребе одел шубу. И он находился в шубе все это время. Среди тех алкашей и когда он шел по улице и везде он находился в шубе. Ребе задает вопрос: а что мы из этого учим? Странный вопрос. Что можно выучить из шубы? Для меня это один из самых удивительных текстов Ребе. И он говорит примерно так. Шалиах… А кто такой шалиах? Шалиах – это человек, который хочет согреть весь белый свет, примерно как Рав Кук, Карлебах здесь. Он хочет: «Давайте соберем всех вместе евреев и неевреев и начнем петь и танцевать и объединим сердца». Это прекрасно. Вопрос: а можно ли поехать в Россию (я воспринял этот текст как четко говорящий про работу шлухим в России) и действовать таким же образом, как в Америке? В Америке и всех нормальных странах ты можешь выйти на улицу и петь и танцевать, потому что там тепло. В России ты не можешь это сделать, ты просто погибнешь, если ты снимешься с себя шубу, ты просто замерзнешь, ты никого не согреешь, ты только замерзнешь сам. Как Ребе говорит об этом? Он говорит удивительным образом. Он говорит: «Ты хочешь согреть весь белый свет? Да. Но врачи, исследователи душ, уже сказали, что в этом регионе мира ты не можешь ходить без шубы. Ты должен закрыть свое внутреннее тепло. Ты должен беречь свое внутреннее тепло. И только тогда ты сможешь что-то сделать». Ребе 10 минут говорит о том, что вы едете в какие-то места, где шубу ни в коем случае нельзя снимать, это опасно для жизни. Мне кажется, это имеет прямое отношение к тому, о чем мы здесь говорим. Да, есть такие части мира, где уже можно ходить без шубы, где уже можно человеку открыто выражать свое тепло и согревать других, и это правильно. Но не в России. Там пока что только в шубе. Там пока что только в бронежилете. Да, нужно объединять людей. Да, надо искать общее и так далее, но не со всеми. Не с уголовниками, не с бандитами, не с насильниками. И это важно понимать. Потому что иногда кажется, что «давайте любить всех». Нет, не всех.