(продолжение)
(продолжение)
В более широком плане: самопожертвование вообще — имеет "смысл"?
Смерть за веру имеет "смысл"?
Гибель шести миллионов имеет "смысл"?
Борьба поселенцев с Шабаком имеет "Смысл"?
Борьба Украины с Россией имеет "Смысл"?
Ответ — подсказываемый равом Гинзбургом: это имеет смысл — только если это имеет смысл.
Тот, кто находится в этом измерении — для него это имеет смысл. Для остальных нет. Поэтому рав говорит, что заповедь "кидуш аШем", самопожертвования за веру — это только когда это происходит "само собой". Есть те, для кого такое самопожертвование — это их естественное состояние. И для них это "имеет смысл". И это придает "смысл" нашему существованию здесь.
Может быть, память о Катастрофе также придает "смысл" нашему существованию здесь