Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

31

До меня вдруг дошло, что «полемос» Левинаса и Хайдегера это здесь и сейчас. (Слушал на днях Баумейстера о Хайдеггере говорит что Хайдеггер супер популярен в России. И один из основных философов у Дугина. Который, возможно, имеет опредрленное влияние или на самого Пу. Или на круг его идеологов и тд) Оказывается не случайно мы начали учить Левинаса
Вчера начали читать «Талмудические чтения» Левинаса. По началу не очень понятно. Кто такой Бог? Левинас говорит: я не знаю, кто такой Бог. И не могу знать. И в каком то смысле это не так важно. Что я знаю, в чем я уверен? В том, что его облачение — одежды морали и нравственности. Означает ли это, что Бог у Левинаса это некая фикция? Так может показаться на первый взгляд. Можно даже понять это — он выступает перед учеными, академиками. Но нет. Он говорит: есть религиозный опыт (итнасут, экспириенс). Этот религиозный (или философский) опыт существует и отличен у каждого.
(продолжение) «Грех перед Богом прощается без того, чтобы зависеть от Его доброй воли» — говорит Левинас. Почему? Кажется, ответ в том что Он — «Абсолютный другой» Это непонятное место, вчера пытались дискутировать, что это может значить. Звучит еретически, на первый взгляд. Похожие понятия в хасидизме — может быть это: «Всевышний тень твоя». То есть Бог «отражает» человека. И когда Бог видит его раскаяние (известные стихи из книги Йона) Он прощает
(продолжение) Но самым интересным местом оказался вопрос, обязательно ли помириться со своим товарищем, чтобы Бог простил тебя. Оказывается, это не единственное мнение. Есть «гегельянское» мнение в Гемаре, как это называет Левинас. Которое утверждает, что главное — это принцип, Абсолют. Мелочные страдания смертных — не имеют никакого значения перед Принципом. Это мнение рабби Йоси бар Хаву отвергается Гемарой. Но само приведение этого мнения очень интересно. Что важнее — Принцип или детали?
Есть в мире два типа Торы. Есть Тора, которую я получил по наследству от прошлых поколений. Мой папа учил от своего папы, а он учил от своего папы и так далее до наших Святых Праотцов. И есть другая Тора, про которую сказано: человек не понимает слова Торы, если не споткнется на них. Эту Тору ты не можешь получить ни от кого. И это Тора пустыни. В пустыне ничего нет. Есть Тора ясная, Тора Шатра Собрания. Он уже построен, и я уже опираюсь на нее. Но есть Тора, в которой мне не на что опереться, потому что никто не может мне сказать, что я должен делать. Я должен искать сам, ошибаться.
(из переписки) Мы в последнее время говорим о том, что так же как есть три ступени «мозгов» (=сознания), младенчество, детство, взрослость — так есть три ступени в Торе. Каждому уровню развития человека соответствует ступень Торы, которую он должен учить Младенчество — когда ребенок ощущает себя частью своей матери — это мистика. Самоаннулирование перед Богом Взрослая Тора — это почти атеизм, как говорит Левинас. В основном этика И есть промежуточная ступень Ицхак Ройтман: Есть три праздника, которые можно расположить таким же образм
«Все мои дни я рос среди мудрецов. И не нашел ничего лучше молчания. И не толкование главное, а действие. И каждый, кто говорит слишком много, приводит к греху». Эта мишна может служить ключом ко всей истории сложных и болезненных отношений Левинаса и Хайдеггера. Я хочу прокомментировать начало этой фразы. «Всю мою жизнь я рос среди мудрецов». Соответственно тому, что говорит Рабби Нахман, в Ликутей Моаран 64.4, «посредством спора между ними, и каждый из них тянет в другую сторону, через это становится между ними.
Друзья! Начался новый месяц, месяц Сиван, месяц дарования Торы. В прошлом месяце очень многие откликнулись на наш призыв помочь проекту, и была собрана сумма, достаточная для продолжения проекта, и для его развитие. Появилась возможность оцифровки лекций, и многие лекции выкладываются также и в текстовом формате. «Из вас и от вас это зависит». Чтобы этот уникальный проект, который мы назвали в последнее время «Нетривиальный иудаизм» продолжался и развивался. Мы благодарны всем, кто помогает. И мы приглашаем всех читателей нашей ленты, всех слушателей наших уроков: не стойте в стороне!
А может, проблема в том, что в России у детей нет детства? Они уже с яслей «мобилизованы и призваны». У них нет права кричать. Нет права вазюкаться в грязи. Только обязанности. Молчать. Быть чистыми. Сидеть за партой сложа руки. И проч. Что происходит когда у человека нет детства? Ответ известен каждому начинающему психологу. Он пытается «отыграть» пропущенное во взрослом возрасте. Другими словами, остается ребенком на всю оставшуюся жизнь… Я вдруг подумал: а было ли у меня детство? И ответ пришел сам собой: Пурим! Умею ли я наряжаться на Пурим, делать маскарад? И ответ для меня очевиден: нет. И не умел никогда.
Развитие человека идет в сторону развития самосознания. Я всегда на эту тему люблю приводить цитату из Рабби Нахмана: «Когда есть суд внизу, нет суда наверху». На мой взгляд, речь идет о том же самом, суд внизу – это самосознание. Чем больше развивается самосознание, тем меньше требуется какой-то внешний авторитет. И поэтому все религиозные концепции, которые развивались, существовали до начала XVII века, устарели. Они опасны для эпохи развившегося сознания. Это то, что люди чаще всего не хотят понимать.