«Все мои дни я рос среди мудрецов. И не нашел ничего лучше молчания. И не толкование главное, а действие. И каждый, кто говорит слишком много, приводит к греху».
Эта мишна может служить ключом ко всей истории сложных и болезненных отношений Левинаса и Хайдеггера. Я хочу прокомментировать начало этой фразы.
«Всю мою жизнь я рос среди мудрецов». Соответственно тому, что говорит Рабби Нахман, в Ликутей Моаран 64.4, «посредством спора между ними, и каждый из них тянет в другую сторону, через это становится между ними. Что значит «я рос среди мудрецов»? Между мудрецов = между их споров.
Посредством спора между ними и каждый тянет в свою сторону, через это происходит «бейнегем», «между ними». Аспект пустого пространства. И в этом пустом пространстве творится мир.
Развитие человека подобно творению мира. Он так же, как мир, нуждается в пространстве.
Где найти это пустое пространство? Среди мудрецов, между мудрецов. Когда этот тянет в одну сторону, а этот тянет в другую сторону - вот тогда человек чувствует, что у него есть пространство, где жить, где расти.
Ученик должен тогда молчать и слушать, пока не найдет самого себя.
Когда ученик слышит два мнения, это формирует ему место для роста. И тогда он должен слушать оба мнения, пока он не найдет внутри себя, где на самом деле он находится.
Поэтому отсюда мы учим, что если учить только одно мнение, так это вообще не бейт-мидраш, там нет места для роста, некуда расти.
(рав Даниэль Эпштейн, книга о Левинасе)