Я в последнее время много думаю о том, что религия должна занимать куда меньше места в нашей жизни, чем она претендует занимать. Религия претендует на жизнь человека целиком, без остатка. Можем ли мы сегодня, в эпоху пост-атеизма, согласиться с этим?
Ответ: нет и нет!
И этим хороши библейская критика, археологические и исторические исследования истории еврейского народа - они уменьшают религию до ее естественных размеров. Объясняя Дарование Торы своего рода "естественными" причинами и обстоятельствами - мы не отрицаем "святость" Торы - мы лишь ставим религию на подобающее ей место. Важное, значимое - но отнюдь не основное и тем более не монопольное место в нашей жизни.
Понятно что то же относится и к христианству. Ибо все "мессианство" Иисуса основано на отношении к Танаху как к Богооткровенной книге.
Сегодня, как пишет Персико, нам необходима "интериоризация" религии. Воспринятие основных религиозных догм как относящихся к душе человека, как происходящих внутри.
Я бы к этому добавил, что необходима еще "историзация" религии. Понять, как и когда и кем и в каком контексте создавались "священные" для обоих религий тексты.
Интересно, что христианство продвинулось в принятии библейской критики и историко-археологических исследований куда больше, чем иудаизм.
В ортодоксальном иудаизме до сих пор 13 принципов Рамбама считаются последним словом... Хочется надеяться, что это изменится