Крутится в голове уже несколько дней - никак не могу найти точной формулировки. Может быть так: как произошло, что для многих баал тшув (к христианам это наверное тоже относится) религия стала, я бы сказал "вирусом" (в компьютерном смысле: вирус, который забирает 100% ресурсов компа)?
Как произошло, что религия стала единственным и неоспоримым источником истины для "религиозного" (как бы) неофита? Как случилось что во всех случаях, когда наука противоречит религии, наука, психология, медицина - отвергаются как нечто нерелевантное. И побеждает "единственная, данная Богом на все времена" Божественная истина?
Не то что бы у меня был ответ "почему". Возможно, потому, что в науке принято сомневаться. Возможно, потому, что религия не ведает сомнений по определению. Возможно, потому, что человеку так проще жить - не разрываясь меж мирами.
Но, сорок лет спустя задумываешься, и просто остолбеневаешь: как же так, я выбросил в мусор все что я знал, и все что я мог узнать о мире? Как же это я разрешил звучать в себе только одному голосу?
Я сегодня ищу религию, в которой есть голос разума и голос науки. В которой голос истории и археологии, голос библейской критики, голос здравого смысла и реальности звучит не тише, а громче голоса чисто "религиозного".
Я повторяю снова и снова: если Тора дана один раз с Синая - у нас нет никаких шансов на развитие. На то, что Тора станет релевантна настоящему времени. Если Тора записана по возвращению из Вавилона - тогда да, у нас есть шанс. Шанс на то, что Откровение продолжается, и каждому поколению открывается Тора релевантная поколению.
Я уже писал, что реально мудрецы "положили Тору (письменную) в "ковчег завета", но при этом создали совершенно другую Тору, лишь формально связанную с Торой Моше.
Помните историю, когда Моше сидит на уроке рабби Акивы и ничего не понимает. Потом ему говорят: ну, типа, это все из твоей Торы - и тогда он успокаивается. Кажется, эта притча раскрывает суть происходящего. На самом деле это совсем другая Тора. И Моше, действительно, ничего не понимает на уроке рабби Акивы. Но мудрецам важна преемственность. Поэтому они говорят: все хорошо, это та же самая Тора.
Нечто похожее я слышал в свое время от рава Гинзбурга по поводу хасидизма и каббалы. Рав сказал, что на самом деле хасидизм это совсем другая Тора. Но - подчеркнул рав - учителям хасидизма было важно продолжать говорить на языке каббалы. Хотя фактически в старые понятия было влито совершенно новое содержание.
Нечто подобное должно происходить (и происходит) сейчас. Я как то слышал от рава Шерло: "галаха - это социальная функция". Тогда это показалось дикой ересью. Сегодня я думаю, что это наш единственный шанс избежать самоубийственного дробления на "ортодоксов" и "вязаных кип" (тема постоянных скандалов в святом семействе харейдимных раввинов - для них "вязаные" вообще не существуют). Кто уже говорит про реформу и консерваторов.
Харейдим говорят: что волноваться? Все не харейдим вымрут или ассимилируются (наверное вязаные останутся - тут есть чего волноваться харейдим...). Но я бы не хотел жить в таком иудаизме, где все вопросы решаются таким "демографическим" порядком.