Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Крутится в голове уже несколько дней - никак не могу найти точной формулировки

Крутится в голове уже несколько дней — никак не могу найти точной формулировки. Может быть так: как произошло, что для многих баал тшув (к христианам это наверное тоже относится) религия стала, я бы сказал «вирусом» (в компьютерном смысле: вирус, который забирает 100% ресурсов компа)? Как произошло, что религия стала единственным и неоспоримым источником истины для «религиозного» (как бы) неофита? Как случилось что во всех случаях, когда наука противоречит религии, наука, психология, медицина — отвергаются как нечто нерелевантное. И побеждает «единственная, данная Богом на все времена» Божественная истина? Не то что бы у меня был ответ «почему». Возможно, потому, что в науке принято сомневаться. Возможно, потому, что религия не ведает сомнений по определению. Возможно, потому, что человеку так проще жить — не разрываясь меж мирами. Но, сорок лет спустя задумываешься, и просто остолбеневаешь: как же так, я выбросил в мусор все что я знал, и все что я мог узнать о мире? Как же это я разрешил звучать в себе только одному голосу? Я сегодня ищу религию, в которой есть голос разума и голос науки. В которой голос истории и археологии, голос библейской критики, голос здравого смысла и реальности звучит не тише, а громче голоса чисто «религиозного». Я повторяю снова и снова: если Тора дана один раз с Синая — у нас нет никаких шансов на развитие. На то, что Тора станет релевантна настоящему времени. Если Тора записана по возвращению из Вавилона — тогда да, у нас есть шанс. Шанс на то, что Откровение продолжается, и каждому поколению открывается Тора релевантная поколению. Я уже писал, что *реально* мудрецы «положили Тору (письменную) в «ковчег завета», но при этом создали совершенно другую Тору, лишь формально связанную с Торой Моше. Помните историю, когда Моше сидит на уроке рабби Акивы и ничего не понимает. Потом ему говорят: ну, типа, это все из твоей Торы — и тогда он успокаивается. Кажется, эта притча раскрывает суть происходящего. *На самом деле* это совсем другая Тора. И Моше, действительно, ничего не понимает на уроке рабби Акивы. Но мудрецам важна преемственность. Поэтому они говорят: все хорошо, это та же самая Тора. Нечто похожее я слышал в свое время от рава Гинзбурга по поводу хасидизма и каббалы. Рав сказал, что на самом деле хасидизм это совсем другая Тора. Но — подчеркнул рав — учителям хасидизма было важно продолжать говорить на языке каббалы. Хотя фактически в старые понятия было влито совершенно новое содержание. Нечто подобное должно происходить (и происходит) сейчас. Я как то слышал от рава Шерло: «галаха — это социальная функция». Тогда это показалось дикой ересью. Сегодня я думаю, что это наш единственный шанс избежать самоубийственного дробления на «ортодоксов» и «вязаных кип» (тема постоянных скандалов в святом семействе харейдимных раввинов — для них «вязаные» вообще не существуют). Кто уже говорит про реформу и консерваторов. Харейдим говорят: что волноваться? Все не харейдим вымрут или ассимилируются (наверное вязаные останутся — тут есть чего волноваться харейдим…). Но я бы не хотел жить в таком иудаизме, где все вопросы решаются таким «демографическим» порядком.