Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

18

Вчера на встрече с Michael Zinn прозвучало два важных мотива: Первый: Поскольку человек создан «по образу Бога», и в сегодняшнем понимании это означает разум и выбор — то невозможно себе представить что иудаизм (и христианства) требуют от человека идти против разума и против свободноо выбора. Более того, это открытым текстом сказано «ибо это ваша мудрость в глазах народах» — другими словами, Тора не должна противоречить тому, что считается — сегодня, в данную эпоху — «мудростью в глазах народов».
Сегодня говорили о том, что Всевышний «облачается» в те образы, которые для него создает человек. И что эти «картинки» могут и должны меняться, когда развивается человеческое сознание. В этом смысле Бог «облачается» как в картину Дарования Торы на Синае, так и в «картину», рисуемую Новым Заветом. Сегодня нам трудно оставаться верными своему разуму и своему сердцу и продолжать придерживаться этих картин. Они должны быть переосмыслены. Когда то «око за око зуб за зуб» обозначало реальную практику судопроизводства. Доказательство — законы Хаммурапи и Ассирии. Где практиковалось буквально то же право. Но пришло время и это было переосмыслено мудрецами. Собственно, весь конфликт с саддукеями кажется именно об этом: насколько далеко мы можем зайти в таком переосмыслении.
Может ли иудаизм обойтись без диалога с христианством? — Вполне! Это вполне гарантирует то, что иудаизм так и останется по большому счету местечковой религией, мало приспособленной для жизни в «глобальной деревне» современного мира и избегающей его. Может ли христианство обойтись без диалога с иудаизмом? — Несомненно! При этом гарантированно оставаясь в основном «религией духа», слабо связанной с реальным миром. Такой парадокс. Вывод? Яаков и Эйсав должны начать разговаривать…