18

Вчера на встрече с Michael Zinn прозвучало два важных мотива: Первый: Поскольку человек создан "по образу Бога", и в сегодняшнем понимании это означает разум и выбор - то невозможно себе представить что иудаизм (и христианства) требуют от человека идти против разума и против свободноо выбора. Более того, это открытым текстом сказано "ибо это ваша мудрость в глазах народах" - другими словами, Тора не должна противоречить тому, что считается - сегодня, в данную эпоху - "мудростью в глазах народов".
Сегодня говорили о том, что Всевышний "облачается" в те образы, которые для него создает человек. И что эти "картинки" могут и должны меняться, когда развивается человеческое сознание. В этом смысле Бог "облачается" как в картину Дарования Торы на Синае, так и в "картину", рисуемую Новым Заветом. Сегодня нам трудно оставаться верными своему разуму и своему сердцу и продолжать придерживаться этих картин. Они должны быть переосмыслены. Когда то "око за око зуб за зуб" обозначало реальную практику судопроизводства. Доказательство - законы Хаммурапи и Ассирии. Где практиковалось буквально то же право. Но пришло время и это было переосмыслено мудрецами. Собственно, весь конфликт с саддукеями кажется именно об этом: насколько далеко мы можем зайти в таком переосмыслении.
Может ли иудаизм обойтись без диалога с христианством? - Вполне! Это вполне гарантирует то, что иудаизм так и останется по большому счету местечковой религией, мало приспособленной для жизни в "глобальной деревне" современного мира и избегающей его. Может ли христианство обойтись без диалога с иудаизмом? - Несомненно! При этом гарантированно оставаясь в основном "религией духа", слабо связанной с реальным миром. Такой парадокс. Вывод? Яаков и Эйсав должны начать разговаривать...

Запись опубликована в рубрике: .