Вчера на встрече с Michael Zinn прозвучало два важных мотива:
Первый: Поскольку человек создан "по образу Бога", и в сегодняшнем понимании это означает разум и выбор - то невозможно себе представить что иудаизм (и христианства) требуют от человека идти против разума и против свободноо выбора. Более того, это открытым текстом сказано "ибо это ваша мудрость в глазах народах" - другими словами, Тора не должна противоречить тому, что считается - сегодня, в данную эпоху - "мудростью в глазах народов".
Когда Рамбам формулировал свои "тринадцать принципов" - он приложил огромные усилия, чтобы согласовать свои принципы с духом тогдашней науки. Чтобы это не было "глупостью" в глазах народах. И так поступали мудрецы Израиля во всех поколениях. Филон в начале новой эры. И Рамбам, и Саадия Гаон и другие мудрецы средних веков. И рав Кук в новое время - все они приложили огромные усилия чтобы согласовать Тору с современной им наукой. Рав Кук идет дальше всех, согласуя Тору с дарвинизмом с одной стороны, и "теорией познания" Гегеля с другой.
Отсюда я понимаю, что моей религиозной обязанностью является найти такое понимание Торы, которое не противоречит сегодняшнему знанию - о мире, о природе, истории и археологии.
И если сегодня данные библейской критики представляются более правдоподобными чем идея "Дарования Торы" с Синая - возможно пришло время пересмотреть эти основные принципы.
Это первое.