Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вчера на встрече с Michael Zinn прозвучало два важных мотива

Вчера на встрече с Michael Zinn прозвучало два важных мотива: Первый: Поскольку человек создан «по образу Бога», и в сегодняшнем понимании это означает разум и выбор — то невозможно себе представить что иудаизм (и христианства) требуют от человека идти против разума и против свободноо выбора. Более того, это открытым текстом сказано «ибо это ваша мудрость в глазах народах» — другими словами, Тора не должна противоречить тому, что считается — сегодня, в данную эпоху — «мудростью в глазах народов». Когда Рамбам формулировал свои «тринадцать принципов» — он приложил огромные усилия, чтобы согласовать свои принципы с духом тогдашней науки. Чтобы это не было «глупостью» в глазах народах. И так поступали мудрецы Израиля во всех поколениях. Филон в начале новой эры. И Рамбам, и Саадия Гаон и другие мудрецы средних веков. И рав Кук в новое время — все они приложили огромные усилия чтобы согласовать Тору с современной им наукой. Рав Кук идет дальше всех, согласуя Тору с дарвинизмом с одной стороны, и «теорией познания» Гегеля с другой. Отсюда я понимаю, что моей религиозной обязанностью является найти такое понимание Торы, которое не противоречит сегодняшнему знанию — о мире, о природе, истории и археологии. И если сегодня данные библейской критики представляются более правдоподобными чем идея «Дарования Торы» с Синая — возможно пришло время пересмотреть эти основные принципы. Это первое.