Есть маамар у рава Кука, в свое время заставивший меня содрогнуться, "Три шофара" - своего рода пророчество, предвидение Катастрофы. http://chassidus.ru/library/rav_kook/maamarim/shofarot.htm
Я вспомнил об этом в контексте идеи "лехатхила" (как следует поступать изначально) и "бедиавад" (если сделал - засчитывается)
Может быть, рав Кук хочет сказать (или это то, что я хочу прочитать), что в нашем поколении нет "лехатхила". Нет "изначально". Есть только "бедиавад" (если сделал - сделал) и "бишат адхак" (если нет другого выхода). И это - поколение геула.
Можно сказать что "лехатхира" и "бедиавад" это "удостоились" и "не удостоились". Однако рав Кук, "мошиах поколения" говорит, что есть еще третье. Есть еще "бишат адхак" (безвыходная ситуация). И это есть настоящий мошиах
Ассоциируется у меня с "достоин рабби Шимон чтобы положиться на него в безвыходной ситуации". Вся каббала, таким образом, это "шеат адхак", "безысходная ситуация". И именно там открывается "мошиах", сущность души, самость и т.д.
Есть стих, тоже по ассоциации приходящий сюда. "Яасэ ламехаке ло" - "сделает ждущему его". И объясняет Зоар, "дедахкин бемилей дехохмета". Как это по русски? Не знаю. Зоар ассоциирует "мехаке" - ждущий с "дохек", ищущий мудрости. Но последнее ассоциируется у меня с "шеат адхак", "безвыходная ситуация", которая, в известном смысле есть суть учения рабби Шимона, каббалы.
* Почему каббала это "безвыходная ситуация"? Именно каббала описывает этот мир как неразрешимое противоречие, неразрешимый парадокс, цимцум, швира и т.д.