11
В продолжение моей внутренней дискуссии, существует ли мир вовне или нет. И существует ли Б-г вовне или только в моей душе?
Похоже что это вообще различие между «высшим единством» (оно же «высшее знание», оно же — каббала) и «нижним единством» (оно же «нижнее знание» оно же «открытая Тора»)
Очевидная параллель из хасидут — различие между разумом и эмоциями. Эмоции, как объясняется в хасидут, существуют лишь в отношении «другого». Нужен другой, нужен внешний мир для эмоций. Собственно — поэтому Б-г сотворил мир, что ему нужен был этот «другой» — это другая тема, понятно.
Несколько в сторону, может быть. Недавно мы тут дискутировали с Плони Алмони по поводу одного «ворта» из НЗ. Меня это навело на аналогию двух понятий в хасидизме — «итлабшут» и «итпаштут». В переводе, «итлабшут» это «облачение». А «итпаштут» — «разоблачение». В принципе, речь идет здесь о том же. «Итпаштут» — «разоблачиться» от одежд этого мира. Это то же самое, что и «рацо» — «бег» к Вс-вышнему. А «итлабшут» — это наоборот, «облачение» — вернуться в этот мир. «Облачиться» в одежды этого мира.
А вообще Лайтман говорит, что Авраам и его ученики это была каббалистическая группа. А традиция «открытой» Торы появилась значительно позже, только после Исхода.
Соьственно Ребе говорит то же самое, приводя мидраш, что Тора отцов была «запахом» а наша Тора это «маслом изливается имя твое». Ребе объясняет, что праотцы соблюдали Тору «духовно». В вольном переводе это собственно и означает, что они были каббалистами…
*
И что если Иисус просто продолжил эту каббалистическую традицию? И раскрыл ее народам мира, чем вызвал на себя огонь и ненависть мудрецов открытой Торы?