Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Несколько в сторону может быть

Несколько в сторону, может быть. Недавно мы тут дискутировали с Плони Алмони по поводу одного «ворта» из НЗ. Меня это навело на аналогию двух понятий в хасидизме — «итлабшут» и «итпаштут». В переводе, «итлабшут» это «облачение». А «итпаштут» — «разоблачение». В принципе, речь идет здесь о том же. «Итпаштут» — «разоблачиться» от одежд этого мира. Это то же самое, что и «рацо» — «бег» к Вс-вышнему. А «итлабшут» — это наоборот, «облачение» — вернуться в этот мир. «Облачиться» в одежды этого мира. Рав Ицхак Гинзбург одно время говорил о паре понятий «вне поселения» и «внутри поселения», которые говорят о том же. Само это — вопрос. Где мы «находим» своих учителей — в движении «итпаштут» — «разоблачения» из мира или в «итлабшут» — в «облачении» в мир? Из вышесказанного ясно, что Иисус, по-видимому, находился — в основном — в состоянии «разоблачения» из мира. Что подтверждает гипотезу, что он был серьезный каббалист… А его оппоненты больше занимались вопросами «облачения» в мир — те самые «фарисеи», с которыми он спорит… Получается, что «конфликт» между Иисусом и «фарисеями» — это конфликт между каббалистами и «обладателями открытой Торы». По выражению рава Гинзбурга, все споры в Талмуде — это только этот один спор. Один говорит с точки зрения каббалы. А другой — с точки зрения открытой Торы. И они совершенно исключают друг друга, конечно. * Кстати, «Иерусалим был разрушен только из-за того, что судили строго по закону» )לא חרבה ירושלים אלא על שהעמידו דבריהם על דין תורה( И что же хотят сказать нам мудрецы, что не нужно судить по законам Торы? А может, я лучше объясню, что «открытая» Тора это и есть «линия закона», а «сокрытая», внутренняя Тора — это «рахамим», бесконечная жалость, которая единственная, по словам рабби Нахмана, цель Творения? И тогда «судили по линии закона» означает, что закон Открытой Торы не смягчался внутренней Торой. И тогда получается, что Иисус пытался открыть внутреннюю Тору, возможно, больше, чем то поколение было достойно. Как антитеза на полное сокрытие внутренней Торы в том поколении? И тогда понятно, что дальнейшая история — через Шабтая Цви и Баал Шем Това и до праведников последних поколений — это как раскрыть эту сокрытую Тору так, чтобы она не разрушила мир… В общем, получается, что НЗ это каббала в чистом виде. Я давно об этом догадывался… И «каббалистические» души тянутся к каббале и мистике христианства. А те, кто понимают каббалистические символы НЗ буквально — конечно, превращают их в глупость, насмешку и паганизм… * Это больше «Эфраим» или больше «Йегуда»? В принципе, Йосеф тоже пытался обрезать египтян. И объясняет Ребе со ссылкой на Ари, что это добавило силы в клипот. Возможно, и данная история вполне объяснима в данном ключе. * Собственно, все пророки были каббалистами, как известно, что в словах мудрецов «каббала» означает слова пророках. Кто-то писал об этом уже. А потом каббалистическая традиция ушла. И пришла ей на смену традиция «дома учения» и «мудрец лучше пророка» и т.д.