Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вдогонку вчерашнему онлайну с Michael Zinn (линк в комменте)

Вдогонку вчерашнему онлайну с Michael Zinn (линк в комменте). Одна из самых интересных идей, прозвучавших там, была идея того, что иногда следует нарушить Тору, чтобы исполнить ее. Но где критерий? Есть ли «учебник», в котором написано, когда это нарушение «правильное», а когда это «дурное начало»? Есть ли надежный способ их различить? Мне часто вспоминается одна расхожая фраза Pinchas Polonsky Пинхаса Полонского, примерно 38 лет назад когда я пришел к нему учить Хумаш Раши. Одной из его любимых фраз было: «Раши объясняет детям». Почему «Раши объясняет детям»? Потому что мудрецы сказали «пятилетний приходит учить Тору». Дальше там говорится: «десятилетний приходит учить Мишну». Дальше — «пятнадцатилетний приходит учить Гемара». Ну хорошо. А дальше что? А дальше непонятно. Никак не ясно, что дальше следует всю жизнь учить Гемару. Дальше следует то ли жениться, то ли «гнаться за заработком». Непонятно, как это связано с тремя первыми «пятилетками». Три пятилетки было «учиться, учиться, и учиться». И после это «жениться»? Странно это. 20 лет в иудаизме вообще, интересный возраст. Высший суд, Небесный суд, как известно, не судит до 20 лет. В 20 лет еврей вступает в «Армию Б-га». И также «наследует отца». Что же происходит в 20 лет, что меняет все правила игры? В хасидизме объясняется, что в 20 лет появляются «мохин дэаба», «отцовские мозги», они же «макифим». «внешние» силы души. Все, что человек учит до 20 лет — это «внутренние» силы души, это чтобы развить его разум и эмоции. При этом, по большому счету, он еще не «выходит в мир». Он еще в «бет мидраше», он еще взаимодействует с условной реальностью. Просто потому что он еще мал, он еще не вырос, чтобы «идти в армию», соприкасаться с реальным миром. В 20 лет появляются «отцовские мозги», раскрываются «макифим в душе», и тогда, по идее, «забудьте все чему вас учили в школе». То что в «школе» или в «университете» казалось незыблемым принципом, оказывается, в реальном мире, лишь общей рекомендацией, не более того. Проблема, увы, в том, что об этом никто не рассказывает двадцатилетним. Большинство из нас так и остаются на всю жизнь в условной «школе», где главным критерием успеха является — сколько пунктов Шулхан Аруха ты вызубрил, или сколько листов Гемары ты знаешь наизусть. Все это замечательно. Но.. при этом не имеет никакого отношения к реальной жизни. Реальная жизнь это что-то еще. В реальной жизни нет «рецептов». В реальной жизни нет готовых ответов. Понять это, принять эту ответсвенность за свою жизнь — это и называется «двадцать лет». Как говорится, никогда не поздно… * А кстати, это то, что наши «вязано кипные» друзья называют «метагалахой». Метагалаха — это в точности «макиф». Ребе кстати, тоже говорит в паре мест о «метагалахе», каких то общих принципах, не сводимых к «частным» заповедям. Это отдельная интересная тема