Вдогонку вчерашнему онлайну с Michael Zinn (линк в комменте).
Одна из самых интересных идей, прозвучавших там, была идея того, что иногда следует нарушить Тору, чтобы исполнить ее. Но где критерий? Есть ли "учебник", в котором написано, когда это нарушение "правильное", а когда это "дурное начало"? Есть ли надежный способ их различить?
Мне часто вспоминается одна расхожая фраза Pinchas Polonsky Пинхаса Полонского, примерно 38 лет назад когда я пришел к нему учить Хумаш Раши. Одной из его любимых фраз было: "Раши объясняет детям".
Почему "Раши объясняет детям"? Потому что мудрецы сказали "пятилетний приходит учить Тору". Дальше там говорится: "десятилетний приходит учить Мишну". Дальше - "пятнадцатилетний приходит учить Гемара". Ну хорошо. А дальше что? А дальше непонятно. Никак не ясно, что дальше следует всю жизнь учить Гемару. Дальше следует то ли жениться, то ли "гнаться за заработком". Непонятно, как это связано с тремя первыми "пятилетками". Три пятилетки было "учиться, учиться, и учиться". И после это "жениться"? Странно это.
20 лет в иудаизме вообще, интересный возраст. Высший суд, Небесный суд, как известно, не судит до 20 лет. В 20 лет еврей вступает в "Армию Б-га". И также "наследует отца". Что же происходит в 20 лет, что меняет все правила игры?
В хасидизме объясняется, что в 20 лет появляются "мохин дэаба", "отцовские мозги", они же "макифим". "внешние" силы души. Все, что человек учит до 20 лет - это "внутренние" силы души, это чтобы развить его разум и эмоции. При этом, по большому счету, он еще не "выходит в мир". Он еще в "бет мидраше", он еще взаимодействует с условной реальностью. Просто потому что он еще мал, он еще не вырос, чтобы "идти в армию", соприкасаться с реальным миром.
В 20 лет появляются "отцовские мозги", раскрываются "макифим в душе", и тогда, по идее, "забудьте все чему вас учили в школе". То что в "школе" или в "университете" казалось незыблемым принципом, оказывается, в реальном мире, лишь общей рекомендацией, не более того.
Проблема, увы, в том, что об этом никто не рассказывает двадцатилетним. Большинство из нас так и остаются на всю жизнь в условной "школе", где главным критерием успеха является - сколько пунктов Шулхан Аруха ты вызубрил, или сколько листов Гемары ты знаешь наизусть.
Все это замечательно. Но.. при этом не имеет никакого отношения к реальной жизни. Реальная жизнь это что-то еще. В реальной жизни нет "рецептов". В реальной жизни нет готовых ответов.
Понять это, принять эту ответсвенность за свою жизнь - это и называется "двадцать лет". Как говорится, никогда не поздно...
* А кстати, это то, что наши "вязано кипные" друзья называют "метагалахой". Метагалаха - это в точности "макиф". Ребе кстати, тоже говорит в паре мест о "метагалахе", каких то общих принципах, не сводимых к "частным" заповедям. Это отдельная интересная тема