Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

26

По-видимому, эго требует «объективности». Для моего эго важно, чтобы то, во что я верю было «объективно» правильно. И чтобы как можно больше людей разделяло эту веру, это делает ее еще более «объективной» и правильной Но если убрать эго (может быть это и означает шифлут — убрать это «объективизирующее» и оценивающее меня постоянно эго) — тогда остается бессознательное. Субьективное, живущее моментом, и свободное. (тогда получается что заниженная самооценка это результат чрезмерного контроля эго, которое постоянно говорит тебе: зачем тебе это нужно? Займись чем-то, что даст тебе финансовое благополучие и постоянство…)
Значит вера означает жить моментом? Значит, если Вс-вышний отнимает у тебя возможность строить какие то планы на будущее — это благословение а не проклятие? «Человек судится каждый день». Если твой день начинается с мысли, что эта подвешенность есть зло, и требуется любым путем прийти к какой то определенности и устойчивости — это значит, что тебя обвиняют в этот день Свыше. Но если день начинается с мысли, что в сущности это благословение — тогда другое дело..
Вся идея «унижения» человека перед Б-гом это только для того, чтобы раскрыть его бессознательное, раскрыть его сердце. «Я червь я не человек» — говорит царь Давид. «Я червь» и поэтому я свободен. Стих, из которого рав Гинзбург учит всю идею «шифлут» (униженности) — это стих, когда царь Давид пляшет перед Ковчегом, и его абсоолютно не заботит как это выглядит со стороны. «И опозорюсь еще больше этого» говорит Давид. Можно выучить из этого, что именно радость приводит к «шифлут» (униженности), а не наоборот.
Я не уверен, что этот отрывок из рава Фрумана вообще понятен. Но, как говорится, кому он понятен, тому он понятен. А кому нет — я не готов объяснять… 43 Что означает «думать, как сумасшедший»? С одной стороны, есть сленг: «работает как сумасшедший», «едет как сумасшедший» – не прекращает интенсивно работать. Так и наши мысли – не прекращают работать, не ленятся. С другой стороны, «думать как сумасшедший» означает не-реальные мысли. Сумасшедший думает, что он Наполеон или Мошиах, множество мыслей, которые совершенно не реалистичны. На самом деле подобные мысли есть и у обычного, нормального человека, только он умеет не высказывать их. Сумасшедший это человек, мысли которого видны из его дел, а нормальный человек умеет их не реализовывать.
А что, если вся эта параноя, все эти безумные мысли которые нас зачастую преследуют (см пост рава Фрумана, линк в комменте) — это попытка нашего бессознательного ослабить на своей шее удавку сознания? Попытка сердца освободиться из под власти поработившего его разума? И тогда не требуется бороться с этим «потоком сознания» о котором пишет рав Фруман. А просто открыть двери тюрьмы?
Я когда-то переводил отрывки из замечательной книги «Оцрот аРаая», и кажется, стоит к ней вернуться. Вот последнее, что всплыло: Каинство (качество Каина) произвело в человечестве то же действие, что и Корах в Израиле. Призыв «вся община все святы, и Вс-вышний среди них» это призыв, насмехающийся над всяким содержанием святости, и над всей возвышенностью духа и содержательной подготовки. .. Обращение ко всем народам, погруженным во всю грязь нечистоты, во всю глубину греха и безграмотности, в самые страшные пучины тьмы: «вы все святы, вы все дети Б-га, нет различия между народом и народом, нет святого и избранного народа в мире, и каждый человек одинаково свят» – это грех Кораха в общечеловеческом масштабе, и это новое «каинство», от которого страдает человек
Интересный отрывок из рава Кука, противопоставляющий способность наслаждаться жизнью как качество народа Израиля, и постоянную неудовлетворенность самим собой и всем что окружает — как «паганистическое» качество: Народ Израиля «умеет жить» и наслаждаться жизнью несмотря ни на что. Народы мира могут учиться этому у народа Израиля — говорит рав Кук * Б-жественная приятность жизни.. распространяется.. на народ Израиля в целом, в свете Б-жественной идеи, посаженной в нем, оно делает жизнь более радостной и тонкой, сладкой и полной наслаждения, в ее сущностном содержании… склонность к внутренней радости жизни… Эта Б-жественная приятность соединяется с каждым глотком жизни. Ибо «Все, что сотворил Вс-вышний – хорошо весьма».