Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

03

Какой общий вывод из книги Джон Шелби Спонг Иисус для неверующих? Вывод, кажется, очевидный. Известный нам давно, например, из Зоара. Уже в Зоаре есть понимание, что библейские истории не описывают исторические события. Что библейские истории описывают духовные состояния. Что делает Спонг? Распространяет тот же подход на евангелия. Он говорит, что евангелия не предназначены для описания исторических событий жизни Иисуса. Они описывают духовные состояния его самого и его «каббалистической группы». Другое дело, что эти описания сделаны на языке культуры, существовавшей 2000 лет назад, и поэтому там говорится о чудесах, и концепция христианского (как и вообще древнего) Б-га — это теизм. Некто, кто сидит Наверху, и контролирует тебя.
Довольно неожиданная цитата из Мартина Бубера «Два образа веры» Едва ли нужно специально говорить о том, что мне чужды какие бы то ни было апологетические намерения. Новый Завет вот уже пятьдесят лет остается одним из главных предметов моих исследований. Я думаю, что я добросовестный читатель, непредвзято внимающий тому, что ему сообщают. Иисуса я с молодых лет воспринимал как своего великого брата. То, что христианский мир считал и продолжает считать его Богом и Спасителем, всегда казалось мне фактом величайшей важности,
И все равно, чем дальше я продвигаюсь в своих иудео-христианских исследованиях, я не могу избавиться от вопроса: что есть, какой скрытый «баг» есть в христианстве, почему именем Иисуса (или Йешу) было пролито больше крови, чем во имя, наверное, любой другой религии? У рава Гинзбурга есть концепция «скрытого зла», «гээлем ра». Оно настолько скрыто, что даже сам праведник его не ощущает. Но «фишка» в том, что ученикам как раз передается именно это скрытое зло учителя (так можно объяснить слова рава Кука, что нужно очень осторожно приближаться к праведникам).
В сущности, есть еще объяснение. Поскольук человек создан «по образу и подобию» то так же как слово Вс-вышнего творит мир, так и слово человека творит мир. И если человека 2000 лет подряд называют грешником, преступником, насильником, убийцей и проч- это только актуализует эти качества. Фишка в том, что те язычники, к которым обратился тогда Иисус — они были еще на «довербально» стадии. То есть, стадия , когда человек «богоподобен» и его слова, его взгляд на себя творит его мир — это уже весьма продвинутый человек. Я сомневаюсь, что общество в целом было на этой ступени 2000 лет назад.