Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

09

Интересно, что у Юнга не встречается (или по крайней мере я не встречал) идеи, аналогичной «разбиению сосудов» у Аризаля. Что это значит для нас? Возможно, то что сказал рабби Нахман. Что мир создан для того, чтобы в нем раскрылось качество рахамим (милосердия). Ибо если этот мир разбит — следовательно он принципиально нелогичен. И если он нелогичен — то есть место для сочувствия тем, кто не сумел, не справился, споткнулся, свернул с пути. Есть ли место для всего этого в логичном мире Юнга? Не знаю.
Мы все время говорим про свет и тьму. Свет и «тень». Тьма, которая выше, чем свет. К какой стороне относится мошиах? К свету — успеху, или к тени — провалу и гибели? Парадокс, но, кажется, успех мошиаха — это его гибель как мессианской фигуры. Поэтому рамбамовское «если сделал и преуспел» — это нечто почти невозможное. В этом смысле христианство парадоксально. Тот, которого распяли — кто знает, может, в тот момент, в момент унижения и страдания — в нем раскрылось что то истинно мессианское. Рав говорил недавно о подобии между ним и рабби Акивой — вот оно, тоже подобие