Интересно, что у Юнга не встречается (или по крайней мере я не встречал) идеи, аналогичной "разбиению сосудов" у Аризаля.
Что это значит для нас?
Возможно, то что сказал рабби Нахман. Что мир создан для того, чтобы в нем раскрылось качество рахамим (милосердия). Ибо если этот мир разбит - следовательно он принципиально нелогичен. И если он нелогичен - то есть место для сочувствия тем, кто не сумел, не справился, споткнулся, свернул с пути.
Есть ли место для всего этого в логичном мире Юнга? Не знаю.
Это была моя идея в пятницу, что все преимущество Торы перед наукой - что в науке нет милосердия. Там все - суд. А Тора - это "кав", нить милосердия, притягивающаяся в мир суда.
Когда мне говорят что такой - то мошиах, или еще кто-то мошиах, я вспоминаю хасидский ворт, что Мошиах не будет никого судить. Он будет оправдывать каждого, ибо он будет видеть обстоятельства, которые привели его к греху. Это не написано, но я думаю, что именно этот рахманут, эти рахамим ацмиим, это сущностное милосердие это то что заставит раскаяться самых заядлых грешников. Это мошиах. И это "пней аШем", "лицо Вс-вышнего", которое выше, чем все "гилуим", раскрытия, чем все "ступени", выше чем цимцум. И это только праведник раскрывает. Праведник поколения - праведник, который оправдывает свое поколение, все поколение, включая самых больших грешников. Побуждая их тем самым сделать тшуву *