Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Янов дальше

Янов дальше Реальные и нереальные «я» Несмотря на то, что я буду говорить о реальных и нереаль- ных «я», надо иметь в виду, что это два аспекта единой реаль- ной личности. Реальная собственная личность — это та лич- ность, какой мы были до того, как выяснили, что она неприем- лема для наших родителей. Все мы рождаемся реальными лич- ностями. Мы не должны стараться быть настоящими. То что мы выстраиваем впоследствии вокруг своего реаль- ного «я», есть то, что фрейдисты называют защитной системой. Но фрейдисты полагают, что защитная система необходима человеку, и что «здоровая цельная личность» — это личность с наиболее сильной защитой. Я же считаю нормальным челове- ка, совершенно лишенного защитной системы, то есть, чело- века, не обладающего нереальным «я». Чем сильнее защитная система человека, тем сильнее он болен — так как является бо- лее фальшивым. Прекрасный пример способа буквального подавления ре- ального самоощущения — это практика йогов, которые ходят босиком по раскаленным углям или спят на досках, утыкан- ных гвоздями. Ежедневно в моей психотерапевтической прак- тике я встречаюсь с пациентами, которые сумели так расще- пить свое сознание, что создали буфер против боли; они не вос- принимают психологическое страдание точно также, как йоги не воспринимают страдание физическое. Иногда, правда, невротик может на мгновение заглянуть в свое собственное реальное «я». Например, соматическое (теле- сное) заболевание или пребывание на отдыхе оставляет чело- веку мало шансов продолжить борьбу, и он погружается в ре- ального самого себя. Иногда это приводит к развитию настоя- щей психиатрической симптоматике — человек испытывает «деперсонализацию» (то есть, лишается ощущения собствен- ной личности), чувствует «странное» движение жизни. Депер- сонализация часто служит началом познания настоящей реаль- Первичный крик 37 ности своего «я», но поскольку невротик искренне убежден, что нереальность есть истинная реальность, он воспринимает ощу- щение собственной истинной личности, как нечто ему абсо- лютно чуждое. В общем, как правило, невротик быстро возвра- щается к привычной ему нереальности и через короткое время снова хорошо чувствует себя в своей «старой личности». Если бы такой пациент смог сделать следующий шаг, если бы сумел пройти весь путь и почувствовать реальность своего нереаль- ного «я», то я думаю, что он стал бы снова реальной личностью. У невротика реальное чувство собственной личности отго- рожено от первичной боли; вот почему он должен испытать боль, чтобы освободить собственное «я». Чувство боли стряхи- ваете личности нереальное «я» точно также как отрицание боли, создает его. Поскольку нереальное «я» является поверхностной, нало- женной, так сказать, сверху системой, то организм, как представ- ляется, может отторгнуть его, как он отторгает чужеродное тело. Тяга всегда направлена в сторону реального «я». Так как невро- тические родители не позволяют нам стать реальными личнос- тями, мы выбираем кружные — то есть, невротические — спосо- бы достичь реальности. Невроз — это всего лишь фальшивый путь к тому, чтобы стать настоящим. Нереальной является та система, которая выводит организм из формы, что проявляется замедленным ростом и задержкой развития. Нереальная система подавляет деятельность эндок- ринной системы или, наоборот, без всякой меры ее стимулиру- ет. Нереальная система вызывает ненужное напряжение в уяз- вимых органах и периодически вызывает их «срывы». Короче говоря, нереальная система является тотальной; это не просто периодическое нарушение поведения. Быть невротиком — это значит не быть тотально реальным; таким образом, ни одначасть нашего организма при неврозе не может функционировать нор- мально и гладко. Невроз также неисчерпаем, как и нереаль- ность; он проявляется во всем, что делает пораженный им ин- дивид. У невротика есть способ спуститься под покров символи- ческой борьбы и прикоснуться к боли, которая исподволь им управляет. Я называю это первичной психотерапией. Это лече- 38 Артур Янов ние представляет собой систематизированный натиск на нере- альное «я», и этот натиск постепенно производит новое каче- ство бытия пациента — норму — точно также как натиск на исходно реальную личность порождает состояние невроза. Боль является путеводной нитью как на пути в невроз, так и на пути освобождения от него.