Янов дальше
Янов дальше
Реальные и нереальные «я»
Несмотря на то, что я буду говорить о реальных и нереаль-
ных «я», надо иметь в виду, что это два аспекта единой реаль-
ной личности. Реальная собственная личность — это та лич-
ность, какой мы были до того, как выяснили, что она неприем-
лема для наших родителей. Все мы рождаемся реальными лич-
ностями. Мы не должны стараться быть настоящими.
То что мы выстраиваем впоследствии вокруг своего реаль-
ного «я», есть то, что фрейдисты называют защитной системой.
Но фрейдисты полагают, что защитная система необходима
человеку, и что «здоровая цельная личность» — это личность с
наиболее сильной защитой. Я же считаю нормальным челове-
ка, совершенно лишенного защитной системы, то есть, чело-
века, не обладающего нереальным «я». Чем сильнее защитная
система человека, тем сильнее он болен — так как является бо-
лее фальшивым.
Прекрасный пример способа буквального подавления ре-
ального самоощущения — это практика йогов, которые ходят
босиком по раскаленным углям или спят на досках, утыкан-
ных гвоздями. Ежедневно в моей психотерапевтической прак-
тике я встречаюсь с пациентами, которые сумели так расще-
пить свое сознание, что создали буфер против боли; они не вос-
принимают психологическое страдание точно также, как йоги
не воспринимают страдание физическое.
Иногда, правда, невротик может на мгновение заглянуть в
свое собственное реальное «я». Например, соматическое (теле-
сное) заболевание или пребывание на отдыхе оставляет чело-
веку мало шансов продолжить борьбу, и он погружается в ре-
ального самого себя. Иногда это приводит к развитию настоя-
щей психиатрической симптоматике — человек испытывает
«деперсонализацию» (то есть, лишается ощущения собствен-
ной личности), чувствует «странное» движение жизни. Депер-
сонализация часто служит началом познания настоящей реаль-
Первичный крик 37
ности своего «я», но поскольку невротик искренне убежден, что
нереальность есть истинная реальность, он воспринимает ощу-
щение собственной истинной личности, как нечто ему абсо-
лютно чуждое. В общем, как правило, невротик быстро возвра-
щается к привычной ему нереальности и через короткое время
снова хорошо чувствует себя в своей «старой личности». Если
бы такой пациент смог сделать следующий шаг, если бы сумел
пройти весь путь и почувствовать реальность своего нереаль-
ного «я», то я думаю, что он стал бы снова реальной личностью.
У невротика реальное чувство собственной личности отго-
рожено от первичной боли; вот почему он должен испытать
боль, чтобы освободить собственное «я». Чувство боли стряхи-
ваете личности нереальное «я» точно также как отрицание боли,
создает его.
Поскольку нереальное «я» является поверхностной, нало-
женной, так сказать, сверху системой, то организм, как представ-
ляется, может отторгнуть его, как он отторгает чужеродное тело.
Тяга всегда направлена в сторону реального «я». Так как невро-
тические родители не позволяют нам стать реальными личнос-
тями, мы выбираем кружные — то есть, невротические — спосо-
бы достичь реальности. Невроз — это всего лишь фальшивый
путь к тому, чтобы стать настоящим.
Нереальной является та система, которая выводит организм
из формы, что проявляется замедленным ростом и задержкой
развития. Нереальная система подавляет деятельность эндок-
ринной системы или, наоборот, без всякой меры ее стимулиру-
ет. Нереальная система вызывает ненужное напряжение в уяз-
вимых органах и периодически вызывает их «срывы». Короче
говоря, нереальная система является тотальной; это не просто
периодическое нарушение поведения. Быть невротиком — это
значит не быть тотально реальным; таким образом, ни одначасть
нашего организма при неврозе не может функционировать нор-
мально и гладко. Невроз также неисчерпаем, как и нереаль-
ность; он проявляется во всем, что делает пораженный им ин-
дивид.
У невротика есть способ спуститься под покров символи-
ческой борьбы и прикоснуться к боли, которая исподволь им
управляет. Я называю это первичной психотерапией. Это лече-
38 Артур Янов
ние представляет собой систематизированный натиск на нере-
альное «я», и этот натиск постепенно производит новое каче-
ство бытия пациента — норму — точно также как натиск на
исходно реальную личность порождает состояние невроза. Боль
является путеводной нитью как на пути в невроз, так и на пути
освобождения от него.