31

Дальше у Юнга. О героическом мифе: Вообще, интересно посмотреть на историю Моше рабейну с этой точки зрения. Моше *не входит* в Эрец Исраэль (вау - как раз глава Ваэтханан!). В чем его грех? В "слушайте вы, наглецы". То есть Юнговский hybris? Более широко - может быть, это об отношении к праведникам, у к учителям. Рано или поздно учитель умирает. И ты становишься самостоятельным. Получается, что сказка о "вечно живом" Ребе - из этой же серии? - Очевидно да. И о "детях", не желающих взрослеть..
Дальше, там же - инициации. Отказываясь от "иницации" - скажем, в нашем обществе служба в армии это однозначно "инициация" - человек навсегда остается в детстве. И боится выглянуть за стены бет мидраша. Особенно с т.зр Юнгианства, что вся суть религии - это как раз "мистерии" таких переходных периодов, ясно, что религия, не исполняющая миссию "инициации" или даже препятствующая ей, серьезно больна... * В психологическом смысле образ героя нельзя рассматривать как идентичный самому эго. Его лучше описать как символическое средство, которым эго отделяет себя от архетипов, порожденных родительскими
Далее там же: Чем то напоминает концепцию Ашлага, что сначала надо развить эго до максимума (героический этап), а потом надо заменить эгоизм на альтруизм (инициация) * Между героическим мифом и обрядом инициации есть одно бросающееся в глаза отличие. Типичный героический персонаж из сил выбивается, чтобы достичь своей амбициозной цели и в конце концов приходит к ней, пусть ценой немедленного наказания или смерти за свою hybris. В противоположность этому в обряде посвящения новообращаемого
Чем дальше я продвигаюсь с этой книгой Юнга, чем явственнее звучит во мне: нет, религия это не "опиум для народа". По крайней мере, она не должна быть опиуом, и не была опиумом, пока существовало духовное постижение. И пока существуют Учителя Все религиозные обряды направлены, в конечном счете, на раскрытие личности человека. Именно так они задуманы, а не для того, чтобы подавлять личность человека. Рав Кук много об этом пишет, кстати. В конечном счете, голос религии это голос "самости", направляющей человека, и спрашивающей "где ты"? И некуда спрятаться от этого голоса внутри сада. И человек ощущает себя голым перед этим голосом. И пытается спрятаться. И тогда он слышит снова "почему ты спрятался"?! От кого ты спрятался? От самого себя? От своего глубокого я?
Там же. Общая схема духовного роста. Самость. Очень близко к концепции "ашраа" Баал Шем Това. Сущность находится здесь, поскольку "цимцум не по простому смыслу". Юнг добавляет, что сущность не только находится здесь, но и "направляет" развитие человеческой личности. * В результате обследования Юнгом большого количества людей и изучения их сновидений (по его подсчетам получается по меньшей мере 80 000 снов) было установлено, что все сны не только соотносятся в той или иной мере с жизнью сновидца, но и являются составными частями одной огромной сети, в которой переплелись разнообразнейшие факторы
А это в точности майса про пророка Элиягу из Талмуда: Этические трудности, возникающие при столкновении человека со своей Тенью, хорошо описаны в 18-й книге Корана, повествующей о встрече Мусы в пустыне с Хадиром („Зеленым“ или „первым рабом Бога“). Они продолжают свой путь вместе, при этом Хадир выражает опасение, что Муса не сможет смотреть на его деяния без возмущения, и предупреждает, что расстанется с ним, если Муса не примет его поступков и не поверит ему. Вскоре после этого разговора Хадир топит рыбацкую лодку бедных
Там же. Анима Анима — это олицетворение всех проявлений женственного в психике мужчины: таких как смутные чувства и настроения, пророческие озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, тяга к природе и — последнее по порядку, но не по значению — способность контакта с подсознанием. Не случайно в древности для разгадывания воли богов и установления связи с ними использовались именно жрицы (подобно греческой Сивилле). Особенно наглядный пример восприятия анимы как внутреннего персонажа мужской психики мы обнаруживаем у знахарей и
Юнг. Человек и его символы. Дальше. Главный кажется принцип духовности: запрет на подражание. Стр 204 Вот ключевая фраза: Темная сторона Самости наиболее опасна именно потому, что Самость — величайшая сила психики. Она может побудить людей «накручивать» мысли о собственном величии или другие иллюзорные фантазии, которые могут захватить выдумщика и «вселиться» в него. Человек в таком состоянии думает с растущим восхищением, что он выявил и решил величайшие загадки вселенной, и в результате теряет ощущение
Снова и снова люди во всех странах пытались отразить в своем «внешнем» или ритуальном поведении первоначальный религиозный опыт своих величайших религиозных учителей — Христа, Будды и других наставников, и в результате «превращали в камень» свои души. Следовать по стопам великого духовного вождя не означает копировать или переживать ту же схему процесса индивидуации, что сложилась в его жизни. Просто мы должны стараться прожить наши собственные жизни с такой же искренностью и верой, как и он. (Карл Юнг)
И, возможно, в этом (в этих словах Юнга об архетипе "героя") есть ответ, почему наша недельная глава называется "Ваэтханан", от слова "хен", милость. И разве это "милость" - что Моше умирает, и не может войти в Эрец Исраэль? И ответ: да. Это и есть величайшая милость и величайшая тайна творения. Что твой "герой", который вывел тебя из Египта, и рассек тебе море, и даровал тебе Тору, и привел тебя на берег реки Иордан, должен умереть. А ты должен идти дальше самостоятельно. в этом великая тайна и великая милость Творения Вс-вышнего

Запись опубликована в рубрике: .