Чем дальше я продвигаюсь с этой книгой Юнга, чем явственнее звучит во мне: нет, религия это не "опиум для народа". По крайней мере, она не должна быть опиуом, и не была опиумом, пока существовало духовное постижение. И пока существуют Учителя
Все религиозные обряды направлены, в конечном счете, на раскрытие личности человека. Именно так они задуманы, а не для того, чтобы подавлять личность человека. Рав Кук много об этом пишет, кстати.
В конечном счете, голос религии это голос "самости", направляющей человека, и спрашивающей "где ты"? И некуда спрятаться от этого голоса внутри сада. И человек ощущает себя голым перед этим голосом. И пытается спрятаться. И тогда он слышит снова "почему ты спрятался"?! От кого ты спрятался? От самого себя? От своего глубокого я?
Можно подумать, что это за голос, спрашивающий "где ты"? Я бы сказал, начитавшись Юнга, что это голос "самости". Но что есть эта самость? Опять же, начитавшись Юнга, я бы сказал что эти два дерева, древо жизни (бессознательное) и древо познания - это два пути развития. Которое оба имеют свои плюсы и минусы. И тогда, голос, спрашивающий "где ты" - это выше этих обоих деревьев. Выше сознательного и выше также бессознательного. И это тот голос, который направляет человека. Где ТЫ?
В хасидуте, самость естественным образом ассоциируется с "эцем анешама", сущностью души, корнем души, Б-жественной искрой или Б-жественным образом в человеке. Основное качество которого - полная и абсолютная свобода, как говорит рав Кук.
Что добавляет Юнг? Добавляет нечто очень важное: это выше не только сознания, но выше также и бессознательного. Это "выше деревьев" (комментарий на акейда - "выше деревьев" - выше дерева познания и выше дерева жизни тоже). Мы уже сказали "инициация"? Инициация, как отмечает Юнг, это всегда жертвенник, всегда почти-смерть. И "выше чем деревья".
Ну и как можно понять акейда, не читав Юнга? * И тогда кстати понятно, почему это испытание Авраама. Это инициация. Отдать сына Б-гу. Другими словами, отпустить. Для Ицхака это вступление в самостоятельную жизнь, это не испытание. Для Авраама - это да испытание. И для Сары. Для матери - отпустить сына это нечто, что она вообще не способна выдержать. И она умирает, услышав об акейда.
Логика жизни.
Кто то скажет "Танах глаза в глаза"? Возможно. Но это каким то образом показывает мне общечеловеческий, универсальный, в вместе с тем личный смысл такого, кажется, мистического переживания, как акейда..
Рав Кук где то говорит, что невозможно понять веру Израиля, не поняв общие законы общей веры. Удивительные слова. Юнг делает их понятными