(там же, стр. 50. Существует ли внешний мир?) "Вся проблема существования мира свелась к вопросу: сколько процентов мира существует для индивида?" *
На протяжении долгих веков едва ли многие проблемы занимали умы философов более, чем проблема реальности. Сформировались две основные философские школы: одна утверждает, что мир существует только в наших ощущениях, другая придерживается мнения, что реальность существует независимо от восприятия. Все помнят историю о некоем че¬ловеке, пнувшем философа в ногу и пытавшемся затем убе¬дить последнего в том, что боль существует лишь в его, фило¬софа, восприятии. Но данная проблема не так проста. Ее решение проще и сложнее одновременно. В этой книге я не намерен затраги¬вать философские вопросы в большей степени, нежели это окажется абсолютно необходимым для разрешения наших проблем, и мне меньше всего хотелось бы вступать с кем-либо в словесную перепалку. Я хочу подчеркнуть лишь то, что если бы у того человека не возникло желания пинать фило- софа, тот так и остался бы в неведении относительно суще¬ствования своей голени. Мы можем сделать даже еще один шаг и задаться таким вопросом: учитывая тот факт, что инст¬рументы, раздвигающие границы нашего восприятия, служат нашим же интересам, существует ли мир perse или же лишь пока на него направлен наш интерес. Для наших целей мы допускаем предположение о том, что существует объективный мир, который служит основой для со¬здания индивидом своего собственного, субъективного мира. Мы отбираем части безграничной вселенной в соответствии с нашими интересами, но этот отбор, в свою очередь, ограни¬чен средствами восприятия, а также социальным и невроти¬ческими ограничениями. Далее мы познакомимся с другим, псевдомиром, играющим огромную роль в нашей жизни и в цивилизации в целом, обретшим собственную реальность — миром проекций. Вся проблема существования мира свелась к вопросу: сколько процентов мира существует для индивида?