Следуя Юнгу, можно предложить следующее определение: религия - область бессознательного. И тогда можно сказать, что задача (это уже в стиле Перлза) достижение баланса, равновесия, между сознательным и бессознательным в человеке.
Собственно, Хазаль это хорошо понимали. Сказано, что Тора дана, чтобы "сделать мир между мной (область бессознательного) и моим миром (область сознания и материи). Про царя Давида сказано что он "Тору свыше c Вс-вышним". "Мудрецы Торы умножают мир в мире" и т.д.
Не случайно, первого еврея, Авраама, Рамбам рисует именно великим ученым и философом. Совершенно четко отмечая тем самым. что монотеизм это сплав чистого бессознательного (язычества) и разума.
И это была задача всех великих мудрецов Торы во всех поколениях - соединить Тору и мир, Тору и разум (науку), сознательное и бессознательное в человеке и мире.
Как всегда, когда нужно соединить противоположности, иногда маятник отклоняется в одну сторону, иногда в другую.
Религия это символы. А символы это бессознательное. И здесь религии нет равных. * Можно посмотреть с этой точки зрения, что задача монотеистической религии, и Торы в особенности - это баланс между сознательным и бессознательным, на развитие иудаизма и христианства.
Христианство - очевидно, представляет собой отход от "чистого разума". Проигрыш в сознании, и очевидный выигрыш в бессознательном (поэтому попытки "мессианских" объяснить что Иисус "не бог", а "только пророк", на мой взгляд грешат против самой сути христианства...)
Средневековая философия, и особенно Рамбам - это, конечно, попытка качнуть маятник в сторону разума. И господствовавшей тогда философской системы - Аристотеля.
Далее каббала отклоняет маятник в сторону бессознательного, мистики.
Хасидут, в общем, это тоже отклонение в сторону бессознательного, уход из мира.
В дальнейшем, как хасиды так и миснагиды, как бы "уходят из мира". Даже "разум Торы" становится чем то абстрактным, не относящимся к действтительности. Вершиной этого, в сущности, регрессивного развития, является так называемая "система Бриск", когда "желудок" курицы это не реальный желудок реальной курицы, а абстрактная идея.
Современный мешихизм, из тех, кто пытается апеллировать к доводам разума - построен также в известном смысле на системе "Бриск" - раз в Торе (в сихот Ребе) сказано что "предыдущий Ребе жив", и "в этом поколении не будет исталкут" (смерти) следоватьельно Ребе жив! "И разве напрасно хоронили хоронильщики.. - стих я учу"! Классика Бриска. Настоящая реальность это реальность Торы, а то, что происходит в этом мире - это как бы "обман зрения"
Лайтман - как же можно забыть. В известном смысле, это разум (я бы сказал, псевдо-научный разум), "изнасиловавший" мистику. Не оставивший мистике никакого шанса.
Однако, вся идея Торы это как раз помирить материальность и дух, мир и веру. И это пренебрежение реальным миром имеет свою цену. * И эта Тора, которую мы ищем. В которой будет мир между "Всвышним и его миром", между сознательным и бессознательным, между материей и духом, между религией и наукой. На мой взгляд, в этом вся суть Торы, а отнюдь не в бегстве из мира и от "светской" науки.
Если Рамбам нашел способ примирить Аристотеля с Торой, то уже современная наука, которая буквально "стучится в дверь" Б-жественности - тем более и тем более.
И по идее, баалей тшува, относящиеся к обоим мирам, способны сыграть здесь значительную если не решающую роль. Только не надо "обгиюривать" науку, не надо смотреть свысока на этот мир.
"Не умножай разговоры с женщиной" - рав Гинзбург как то объяснил, что если ты смотришь на жену свысока - то сказано "не умножай". Но если разговор на равных - нет проблем. Мужское начало это религия. Авраам. Женское начало - это мир, материя, Сара. и "не умножай" - не смотри свысока на этот мир...