Таким образом ретрофлексированная агрессия стала краеугольным камнем цивилизации

Таким образом, ретрофлексированная агрессия стала краеугольным камнем цивилизации. Так был начат жертвен¬ный цикл. Моисей постарался, используя трюк ретрофлексии, отдалить агрессию от себя для собственной безопасности. Христианство пошло еще дальше — поскольку голодный ин¬стинкт, пробуждающий биологическую агрессию, связан с те¬лом, то тело было объявлено греховным и даже были развиты практики умерщвления плоти — подавления первичных теле¬сных чувств. Следующий шаг — отделение функций тела от тела — как пишет Перлз; сегодня душа рабочего не интере¬сует фабриканта, он нуждается только в функциях тела — про¬цесс девитализации идет дальше. (Прямо не Перлз, а Карл Маркс!) Все больше активности проецируется вовне и отда¬ется машинам. Но страшна не сила машин, а та личная сила, которая им передается.

В этой книге Фриц Перлз часто обращается к современ¬ной ему общественной ситуации: нацистская пропаганда, на¬пример, требовала заглатывания нацистских лозунгов и со¬вершенно запрещала агрессию по отношению к предлагае¬мой ментальной еде. А подавленная агрессия сублимирова¬лась в борьбу с большевиками и евреями, а затем в отноше¬ние к другим нациям. Ментальный метаболизм может быть нарушен и таким образом, когда человек предпочитает лег¬кую, «сладкую» пищу, например, какое-нибудь бульварное чти¬во. Другое нарушение ментального метаболизма демонстри-

рует репортер, который носится по городу и добывает факты, которые не может использовать для себя, усвоить. Его зада¬чей является только передача этих фактов в максимально не¬искаженном виде. Еще один пример — люди с задержкой полного развития зубов: они используют резцы для измель¬чения пищи и не используют коренных зубов. Этого доста¬точно для поглощения маленьких кусочков, но совершенно недостаточно для получения удовлетворяющего куска. Для психоаналитической ситуации большое значение имеет корреляция между ментальным и дентальным поведе¬нием. Достаточно часто анализируемый после сеанса рас¬сказывает о своем интересном опыте друзьям или жене. Он может думать, что такое его поведение есть признак интереса к процессу анализа. Но аналитик в этом случае довольно быстро обнаруживает, что пациент усваивает очень мало из его утверждений — рассказывая другим, пациент выбрасыва¬ет неусвоенный материал и у него ничего не остается для усвоения. В этом случае надежда даже на минимальный про¬гресс мала.

(там же)

Запись опубликована в рубрике: .