Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

По поводу "наслаждения машпиа"

По поводу «наслаждения машпиа». Можно посмотреть чуть глубже. Ашлаг где-то пишет, что полученное наслаждение «умирает» в момент получения. Физическая аналогия — на иврите это хорошо звучит, «эйвар мет», в момент соития, в следующий момент фаллос «умирает». И тогда вопрос — даже если в момент соития все было «во имя Небес», «альтруистическая отдача», то что дальше? Можно попытаться «прокрутить» в медленной сьемке весь процесс, и таким образом «реставрировать» полученное удовольствие. Но не является ли такая «реконструкция» по сути эгоистической? Возможно, что «во имя Небес» можно объяснить как «во имя исполнения шлихут». То есть, наслаждение шалиаха — не от момента «слияния» в том или ином смысле (типа наслаждение от удавшегося урока), а от того, что он удостоился исполнить шлихут. И это последнее, наслаждение от того, что он удостоился исполнить шлихут по видимому и есть то «альтруистическое» удовольствие, которое кошерно «лехатхила». Мне как то это больше нравится чем «нахат руах для Творца». Хотя по сути, это почти одно и то же. Или нет? Удовольствие от исполнения шлихут это может быть также удовольствие от самореализации, от раскрытия сущности твоей души. Но где-то сказано, что «Творец» который есть в твоем воображении — это тоже корень твоей души. В любом случае, это лучше чем попытка «реконструировать» момент удовольствия (даже если сам момент был во имя небес) А может, то что я сейчас написал это полная фигня…