Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

08

Насчет веры. Такое впечатление, что есть (по крайней мере мне известно) две модели веры: модель рава Гинзбурга, безумно красивая, где вера является высшей точкой личности. В принципе она базируется на фразе из Зоара, «когда исправляется глава народа исправляется весь народ». «Глава народа», объясняет рав, это РадЛА, «рейша дэлояда велоитьяда», бессознательное в человеке, непостижимое ни «внутри» ни «снаружи». Ступень, на которой он «не постигает самого себя и непостижим другими». Ступень, на которой я не знаю, или я праведник, или я грешник.
К нашему сегодняшнему разговору о вере: То, что человек создан по образу Б-га, это основа Торы. Основа этого образа – это абсолютная свобода, которую мы находим в человеке, и поэтому он обладает свободой выбора, и без этой свободы выбора нет места для Торы, как говорит Рамбам в законах раскаяния. Если так, свободный выбор есть основа Торы в действии. И сознание того, что человек создан по образу Б-га, таким образом, приходит научить, что совершенство полной свободы обязана находиться в истинно совершенной сущности, благословено Имя Его – это умозрительная основа всей Торы, и все дела стоят на ней.
Мы когда то говорили об этом. Что есть теория струн. Человеческая душа — это струна. Очень рабби Нахман. Как только эта струна зажата, как только на нее наступила нога кирувника или собственного йецера, желающего выслужиться перед нарисованным себе богом — все. Нет ни личности. Ни души. Ни свободы. Ни веры. Вот такой он — рав Кук.