Насчет веры.
Такое впечатление, что есть (по крайней мере мне известно) две модели веры: модель рава Гинзбурга, безумно красивая, где вера является высшей точкой личности. В принципе она базируется на фразе из Зоара, "когда исправляется глава народа исправляется весь народ". "Глава народа", объясняет рав, это РадЛА, "рейша дэлояда велоитьяда", бессознательное в человеке, непостижимое ни "внутри" ни "снаружи". Ступень, на которой он "не постигает самого себя и непостижим другими".
Ступень, на которой я не знаю, или я праведник, или я грешник.
К нашему сегодняшнему разговору о вере:
То, что человек создан по образу Б-га, это основа Торы. Основа этого образа – это абсолютная свобода, которую мы находим в человеке, и поэтому он обладает свободой выбора, и без этой свободы выбора нет места для Торы, как говорит Рамбам в законах раскаяния. Если так, свободный выбор есть основа Торы в действии. И сознание того, что человек создан по образу Б-га, таким образом, приходит научить, что совершенство полной свободы обязана находиться в истинно совершенной сущности, благословено Имя Его – это умозрительная основа всей Торы, и все дела стоят на ней.
Мы когда то говорили об этом. Что есть теория струн. Человеческая душа - это струна. Очень рабби Нахман.
Как только эта струна зажата, как только на нее наступила нога кирувника или собственного йецера, желающего выслужиться перед нарисованным себе богом - все. Нет ни личности. Ни души. Ни свободы. Ни веры.
Вот такой он - рав Кук.