Насчет веры. Такое впечатление, что есть (по крайней мере мне известно) две модели веры: модель рава Гинзбурга, безумно красивая, где вера является высшей точкой личности. В принципе она базируется на фразе из Зоара, "когда исправляется глава народа исправляется весь народ". "Глава народа", объясняет рав, это РадЛА, "рейша дэлояда велоитьяда", бессознательное в человеке, непостижимое ни "внутри" ни "снаружи". Ступень, на которой он "не постигает самого себя и непостижим другими".
Ступень, на которой я не знаю, или я праведник, или я грешник.
Это рав Гинзбург. Тогда, если мы пробуждаем веру, то "исправляется весь народ", весь человек. Все остальные сфирот.
Из прочтения нескольких отрывков у рава Кука у меня, тем не менее, сложилась другая картина. Такое впечатление, что у рава КУка в центре личности лежит мусар. Мораль. Только за ним идет вера.
Я придумал модель, что мусар, мораль, порядочность - это "ядро" личности. Сущность, которая темная, но которая источник всего света. А вера - это свет. Высокий, великий, но свет. То есть соотношение между моралью и верой - как между сущностью и раскрытием. То есть между бесконечностью и конечным.
Я слишком мал и слишком слаб, чтобы решить кто из этих великих прав. Скорее всего оба. Если мы скажем, что уверенность в себе это центр личности - это модель рава Гинзбурга. И уверенность в себе приводит к морали.
У рава Кука, как я уже писал, это в известном смысле "взгляд снизу". Аморальный человек не верит. Не может быть верующим.
Можно ли "мораль" заменить на "порядочность" - хороший вопрос. Это не одно и то же.
У рава есть еще одно важное слово "шлеймут а-ишиют". Цельность личности. Это уже ацмут. Это выше, чем эмуна, на первый взгляд. Как он измеряется? Способность к проявлению рахамим.