Насчет веры
Насчет веры.
Такое впечатление, что есть (по крайней мере мне известно) две модели веры: модель рава Гинзбурга, безумно красивая, где вера является высшей точкой личности. В принципе она базируется на фразе из Зоара, «когда исправляется глава народа исправляется весь народ». «Глава народа», объясняет рав, это РадЛА, «рейша дэлояда велоитьяда», бессознательное в человеке, непостижимое ни «внутри» ни «снаружи». Ступень, на которой он «не постигает самого себя и непостижим другими».
Ступень, на которой я не знаю, или я праведник, или я грешник.
Это рав Гинзбург. Тогда, если мы пробуждаем веру, то «исправляется весь народ», весь человек. Все остальные сфирот.
Из прочтения нескольких отрывков у рава Кука у меня, тем не менее, сложилась другая картина. Такое впечатление, что у рава КУка в центре личности лежит мусар. Мораль. Только за ним идет вера.
Я придумал модель, что мусар, мораль, порядочность — это «ядро» личности. Сущность, которая темная, но которая источник всего света. А вера — это свет. Высокий, великий, но свет. То есть соотношение между моралью и верой — как между сущностью и раскрытием. То есть между бесконечностью и конечным.
Я слишком мал и слишком слаб, чтобы решить кто из этих великих прав. Скорее всего оба. Если мы скажем, что уверенность в себе это центр личности — это модель рава Гинзбурга. И уверенность в себе приводит к морали.
У рава Кука, как я уже писал, это в известном смысле «взгляд снизу». Аморальный человек не верит. Не может быть верующим.
Можно ли «мораль» заменить на «порядочность» — хороший вопрос. Это не одно и то же.
У рава есть еще одно важное слово «шлеймут а-ишиют». Цельность личности. Это уже ацмут. Это выше, чем эмуна, на первый взгляд. Как он измеряется? Способность к проявлению рахамим.