В пятницу вечером был прикол. После всех моих пятничных постов про "клипозность" Хабада - стою я около синагоге в Бат Аине, жду маарива. Подходит знакомый хабадский парень и просит дополнить миньян. И что же я делаю? Иду на хабадский миньян, и еще двоих с собой привожу, чтобы было десять...
Ну и конечно думаю по дороге, что бы это значило... Как минимум, что от Ребе убежать невозможно (еще же и суббота перед гимел тамуз выпала)
Ответ, собственно, ужасно прост. Когда то была "аводат бирурим". Теперь "работа бирурим закончилась. И есть "работа йихудим".
В переводе на общепринятый: когда то работа состояла в разделении добра и зла. Отделить добро и зло внутри человека и вокруг него. Как можно точнее обозначить границы того и другого.
Например: сказать что Хабад это клипа, а рав Кук это кдуша - это "аводат бирурим" в чистом виде. Собственно, как и обратное утверждение...
Однако сейчас требуется "аводат йихудим". Работа, собирающая вместе и то и другое. "Свадьба" между Хабад и рав Куком, синтез хасидизма и учения рава Кука.
В этот контексте понятие "клипа" тоже меняет смысл. "Клипа" в этом, каббалистическом, смысле, этот "тот, кто не хочет жениться". "Мир мужчин" (алма дидхура), в котором "не женятся". Он же, "мир хаоса".
То есть, "клипа" это то (или те) направления в иудаизме, которые напрочь игнорируют существование чего-либо, отличающегося от их собственного взгляда на мир. И совершенно неспособны к синтезу. Это, собственно и есть клипа.
Но синтез, фактически, все равно идет.