Трудно не услышать в этом отрывке тот жестокий конфликт, в котором находится сам рав Кук. Он перечисляет все недостатки современного религиозного общества, и все достоинства современной светской культуры. И как бы спрашивает: так что же, современная культура победила? Оставим религию, и пойдем за модерной? Но он отвечает: нет. Несмотря на все проблемы религии, и все достоинства модерны, мое внутреннее чувство говорит мне, что без страха перед Небесами нет жизни. Нужно только возвысить этот страх, очистить его от грязи, привести его в соответствие с современностью. И он засияет новым светом.
12 В начале проявления Б-гобоязненности в человеке общем и частном, приводит она его к опустошенности и безделию. Он теряет свою волю и свою сущностную самость, поскольку страх перед Небесами затронул в нем только внешние стороны его личности, и не исправил еще его дикость и преступность, которой пронизана его материалистическая натура, и в природе его нечистой души, скрывающейся в глубине отстоев человеческой жизни. И ведь Б-жественное проявление, которое совершенно противоположно всякой преступности и мерзости, уничтожает ее, и само собой человек становится слаб, его жизненные силы ослабевают, и общественная жизнь становится ущербной, нет силы и нет постоянной воли к исправлению, к подготовке социальной жизни. Но дух человека твердого сердцем, сознающего внутри самой внутренней точки своей души, что это чувство трепета перед Небесами есть все, вся жизнь и все благо – не оставит свое сокровище. И, как бы он ни мучился, физически и духовно, из-за всего, что не может, на первый взгляд, устоять перед современной свободой, перед стремлением к культурному величию жизни эпохи, против шумного кипения жизни, и даже иногда против природной морали и справедливости, которые он не сможет каждый раз подчинить форме Б-гобоязненности и ее следствий в жизни по его постижению – все это не способно прервать нить жизни и твердость душевного согласия, что только в страхе перед Небесами защита человека. И он очистит его и очистит его, возвысит его на вершину очищенной науки, обернет его сиянием здоровой морали, огранит его великолепием современной жизни и культуры, и наполнит его сладостью любви, широтой знания, и сладостью высшего наслаждения, и обновит с помощью его и ради него мир и жизнь, новой формой, полной сияния и великолепия, величия и силы, и "камень презренный строителями, стал краеугольным"
(Рав Кук, Орот аКодеш 3)