11 Совершенно необходимо, чтобы человек приобрел базовую естественную мораль, во всей ее ширине и глубине, и страх перед Б-гом, и чистую эссенцию простой веры, и все ее измерения в ширину и в глубину. И на базе этих двух сокровищ он сможет построить все высшие ступени его духа * Недопустимо, чтобы Б-гобоязненность отталкивала естественную мораль человека, ибо тогда уже это не есть чистая Б-гобоязненность. Признак чистой Б-гобоязненности - когда природная мораль, глубоко укорененная в прямой природе человека, все более поднимается благодаря ей (т.е. Б-гобоязненности), на более высокие ступени, чем она стояла бы без нее. Но если представить себе Б-гобоязненность такого рода, что без ее влияния на жизнь жизнь была бы более склонна к доброму действию, и произвести действия более полезные для индивидуума и для общества, а из-за нее (такого рода Б-гобоязненности) уменьшается сила такого действия – такого рода Б-гобоязненность – есть фальшивая Б-гобоязненность.
(рав Кук. Орот аКодеш, т. 3)