В пятницу вечером был прикол. После всех моих пятничных постов про "клипозность" Хабада - стою я около синагоге в Бат Аине, жду маарива. Подходит знакомый хабадский парень и просит дополнить миньян. И что же я делаю? Иду на хабадский миньян, и еще двоих с собой привожу, чтобы было десять...
Ну и конечно думаю по дороге, что бы это значило... Как минимум, что от Ребе убежать невозможно (еще же и суббота перед гимел тамуз выпала)
Ответ, собственно, ужасно прост. Когда то была "аводат бирурим". Теперь "работа бирурим закончилась. И есть "работа йихудим".
9
Самая большая проблема Б-гобоязненности, не освещенной как следует светом Торы, это то, что страх перед грехом подменяется страхом думать. И поскольку человек начинает бояться мыслить, он все более погружается в болото безграмотности, отнимающей свет его души, лишающей его силы, и затеняющей его дух.
10
Б-гобоязненность, основание высшей Б-жественной веры, следует очищать от всех ее примесей, от всех примесей моральных и научных, которые человек и всякое ограниченное постижение в мире примешивают к ней.
11
Совершенно необходимо, чтобы человек приобрел базовую естественную мораль, во всей ее ширине и глубине, и страх перед Б-гом, и чистую эссенцию простой веры, и все ее измерения в ширину и в глубину. И на базе этих двух сокровищ он сможет построить все высшие ступени его духа
*
Недопустимо, чтобы Б-гобоязненность отталкивала естественную мораль человека, ибо тогда уже это не есть чистая Б-гобоязненность. Признак чистой Б-гобоязненности - когда природная мораль, глубоко укорененная в прямой природе человека, все более поднимается благодаря ей (т.е. Б-гобоязненности), на более высокие ступени, чем она стояла бы без нее.
Трудно не услышать в этом отрывке тот жестокий конфликт, в котором находится сам рав Кук.
Он перечисляет все недостатки современного религиозного общества, и все достоинства современной светской культуры. И как бы спрашивает: так что же, современная культура победила? Оставим религию, и пойдем за модерной?
Но он отвечает: нет. Несмотря на все проблемы религии, и все достоинства модерны, мое внутреннее чувство говорит мне, что без страха перед Небесами нет жизни. Нужно только возвысить этот страх, очистить его от грязи, привести его в соответствие с современностью. И он засияет новым светом.