Есть такая хабадская байка: миснагид - это как "фотография". Завсегда одно и тоже. Сорок лет прошло - а фотография вся та же, и висит на том же самом месте. А хасид - это движение. Иногда он "выходит наружу", иногда "входит внутрь", он может падать, ошибаться, но достигает цели.
Можно интерпретировать эту байку как в общем - соотношение открытой и сокрытой Торы.
Открытая Тора, более широко, мир галахи - это "снапшот". Фото. Отражающее определенную историческую и социальную ситуацию. Адекватное этой ситуации. Но в открытой Торе нет потенциала развития. И если есть - то он скорее технический, чем концептуальный.
Внутренняя Тора, каббала - это скорее динамика мироздания. Внутренняя Тора не просто фиксирует исторический факт на определенный исторический момент. Она дает перспективу. И поэтому именно из внутренней Торы идет потенциал развития. В том числе и открытой Торы.
Это имеет непосредственное отношение к нашим последним дискуссиям. С точки зрения "открытой Торы" и известной всем галахи - христианство это "авода зара", идолопоклонство (для евреев) и не дай Б-г вообще открывать их книги или вступать с ними в дискуссии. И вообще следует отдаляться от неевреев, нельзя с ними пить вино (можно почему то делать бизнес..,) и т.д
Но внутренняя Тора рисует совершенно другую картину. Яаков и Эйсав были братьями. Их спор - это часть Б-жественного плана. И братья должны вернуться и "сидеть вместе", за одним столом!
* Говорится, что во время Дарования Торы "видели слышимое и слышали видимое". Ребе говорит, что во время Дарования Торы сокровенная Тора была раскрытой, а открытая Тора, галаха - была как раз сокрытой.
Возможно нечто подобное происходит сейчас. Сегодня сокрытая Тора, как бы начинает определять галаху, в большей степени, чем открытая Тора. Парадокс дней Машиаха