Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Есть такая хабадская байка миснагид - это как "фотография"

Есть такая хабадская байка: миснагид — это как «фотография». Завсегда одно и тоже. Сорок лет прошло — а фотография вся та же, и висит на том же самом месте. А хасид — это движение. Иногда он «выходит наружу», иногда «входит внутрь», он может падать, ошибаться, но достигает цели. Можно интерпретировать эту байку как в общем — соотношение открытой и сокрытой Торы. Открытая Тора, более широко, мир галахи — это «снапшот». Фото. Отражающее определенную историческую и социальную ситуацию. Адекватное этой ситуации. Но в открытой Торе нет потенциала развития. И если есть — то он скорее технический, чем концептуальный. Внутренняя Тора, каббала — это скорее динамика мироздания. Внутренняя Тора не просто фиксирует исторический факт на определенный исторический момент. Она дает перспективу. И поэтому именно из внутренней Торы идет потенциал развития. В том числе и открытой Торы. Это имеет непосредственное отношение к нашим последним дискуссиям. С точки зрения «открытой Торы» и известной всем галахи — христианство это «авода зара», идолопоклонство (для евреев) и не дай Б-г вообще открывать их книги или вступать с ними в дискуссии. И вообще следует отдаляться от неевреев, нельзя с ними пить вино (можно почему то делать бизнес..,) и т.д Но внутренняя Тора рисует совершенно другую картину. Яаков и Эйсав были братьями. Их спор — это часть Б-жественного плана. И братья должны вернуться и «сидеть вместе», за одним столом! * Говорится, что во время Дарования Торы «видели слышимое и слышали видимое». Ребе говорит, что во время Дарования Торы сокровенная Тора была раскрытой, а открытая Тора, галаха — была как раз сокрытой. Возможно нечто подобное происходит сейчас. Сегодня сокрытая Тора, как бы начинает определять галаху, в большей степени, чем открытая Тора. Парадокс дней Машиаха