Дочитал "Бегство от свободы" Фромма

Дочитал "Бегство от свободы" Фромма.

Что осталось?

До начала нового времени человек был частью социума, он не осознавал себя отдельной личностью, подобно тому как грудной ребенок не осознает себя отдельной от матери личностью.

Новое время принесло индивидуализм. Индивидуализм принес страх. Дальше человек "ведется" этим экзистенциальным страхом остаться одному.

Есть два выхода. "Вверх" и "вниз". Вверх - спонтанная самореализация. Быть самим собой. Вниз - бесприкословное подчинение, полный отказ от себя, от своего я, от своей совести и своих чувств.

Где здесь религия? Есть два типа религии.

  1. Авторитарная, подавляющая человека, показывающая его беззащитность перед Б-гом, не оставляющая ему никаких шансов, в которой "спасение" эквивалентно полному отказу от себя.

  2. Гуманистическая. Раскрывающая величие человека, помогающая ему самореализоваться.

Понятно, что в иудаизме и в христианстве могут быть реализованы оба сценария. Понятно, что очень много зависит от учителя, и от того рода контакта который есть между ним и учеником.

На мой взгляд, это есть "и выбери жизнь".

* Подобно тому, как человек не может вернуться в Ган Эден (или в чрево матери) - так он не может вернуться к этому первобытному состоянию слияния себя с общиной. * В любом случае ясно, что требование "отказа от себя" - это в любом случае "стоппер", даже если это аргументируется религиозными мотивами (что, увы, происходит очень часто) * Религиозное сознание очень сильно обусловлено психологическим климатом своего времени, поэтому немыслимо брать тексты, которым сто-двести-триста и более лет, и делать "копи пейст" на наше время.

В этом смысле классическая "авода" хасидизма безнадежно устарела (и Ребе предложил фактически совершенно новую парадигму служения).

На мой взгляд, также парадигма рел. сионизма также в достаточной степени устарела.

Откуда я знаю? Во времена предыщущего Ребе хасиды шли на смерть ради исполнения заповедей. Сегодня? - Ну, бээмет...

Во времена первой алии - сионисты шли на смерть ради своих идей. Сегодня сионизм способен только на "ненасильственное сопротивление" - безотносительно к тому, правильно это или нет - это показывает на определенную энергетику.

Что осталось? Осталось модерн-ортодоксия. Гуманистический иудаизм.

"Поколение уходит и поколение приходит". У каждого поколения свой иудаизм. Да, он строится из "кирпичей" прошлых поколений. Но это совершенно новое здание...

* Вопрос: если убрать страх, если убрать суеверия, что останется от религии? Ответ: останется. * Что еще?

  • Маниту прав, что средневековая версия ашкеназского иудаизма это "нацрут без йешу". Из описаний лютеранства и кальвианства - увы, почти 100% сходство базовых теологических концепций. Особенно с мусаром и хасидутом.

  • идея "унизить" себя перед Б-гом мало отличается от идеи унижения себя или подчинения себя перед обществом или перед отдельными людьми. Это работает, но человек теряет себя.

  • Замечание Маниту что религиозный экстаз, религиозное чувство - это нечто нездоровое, очень важно

  • Идея "пробуждения" любви к Вс-вышнему с помощью медитаций и т.д. - может быть весьма проблематична. Ибо это уход от "спонтанности". И чем это отличается от "любви к диктатору" или любви жертвы к насильнику.

Цитаты из Эриха Фромма здесь (все что было здесь на стенке)

Запись опубликована в рубрике: .