06
«Корона» и кризис классической религиозной парадигмы. Ицхак Ройтман, 5 апр 2020
*
«Корона» это не только пандемия и экономический коллапс. Для религиозного человека это кризис религиозной парадигмы. Мы «нарисовали» себе Б-га, который чистый хесед, чистая милость и милосердие. Вдруг этот образ начинает необратимо рушиться. И тогда возникает вопрос, действительно ли Б-г это только хесед? Действительно Б-г это только любовь?
*
В сущности идея десяти сфирот это в точности противоположность идее «поставить все на одной ноге», на одной системе координат. 10 сфирот означают 10 систем счисления, десять систем координат и приоритетов. Ошибка либерализма — это «поставить Тору на одной ноге» — из всех координат выбрать только хесед. Оказывается, это не работает.
Можно пару слов без протокола насчет израильской политики?
Последние новости — правые- пестрят сообщениями о том, что «бело-голубые» «заломили руки» «настоящим правым» и проч. Отказались от портфеля мишпатим, отказались от плана Трампа и проч.
*
Мне почему то кажется, что единство лагерей это куда важнее и принципиальнее, чем любой «тик» (любая должность) и любой закон.
То что здесь происходило это было почти что гражданская война. Если сейчас «правые» и «левые» договариваются наконец — это перевешивает все «тактические» успехи.
Когда Моше обращается к Вс-вышнему и говорит «Гашем, Гашем, Б-г милосердный и прощающий» что в тточности это означает?
Вокруг бушует мор, а Моше рассказывает Б-гу какой он хороший?
Очевидно, что это классический пример амтака. Смягчения суда. Есть суд. И есть молитва, смягчающая суд.
Различение этих двух вещей супер и принципиально важно.
Когда мы говорим «зло не опускается сверху» это *смягчение суда* а не «декларация», что «Б-г добрый».
Еще раз, на мой взгляд, это различение принципиально важно. Это вся идея Рош аШана, есс-но. И т.д.