"Корона" и кризис классической религиозной парадигмы

"Корона" и кризис классической религиозной парадигмы. Ицхак Ройтман, 5 апр 2020 * "Корона" это не только пандемия и экономический коллапс. Для религиозного человека это кризис религиозной парадигмы. Мы "нарисовали" себе Б-га, который чистый хесед, чистая милость и милосердие. Вдруг этот образ начинает необратимо рушиться. И тогда возникает вопрос, действительно ли Б-г это только хесед? Действительно Б-г это только любовь? * В сущности идея десяти сфирот это в точности противоположность идее "поставить все на одной ноге", на одной системе координат. 10 сфирот означают 10 систем счисления, десять систем координат и приоритетов. Ошибка либерализма - это "поставить Тору на одной ноге" - из всех координат выбрать только хесед. Оказывается, это не работает. * "Элоким" имеет ту же гиматрию что и "атэва" (природа). Если с человеком происходит что-то плохое - мы можем применить "пункт" что "он согрешил" и это наказание. Но в природе, очевидно нет "преступления и наказания". И тем не менее, природа это постоянная борьба, сильный пожирает слабого. И где здесь хесед? * Б-г которого мы встречаем в пятикнижии - тоже не очень то хесед. Сначала он воюет с фараоном. Потом он приводит на Египет 10 казней. Потом он топит египтян в море. Евреи при этом страдают и т.д. И где здесь хесед? * Каббала приходит и объясняет что на самом деле все хесед. Но еще до каббалы есть понятие "принятия суда". Принять то, что есть суд. Если евреи выдержали 2000 лет погромов и преследований, и выйдя из огня Катастрофы создали свое государство - это потому, что в еврейской вере есть "принятие суда", как основа основ. Только потом можно говорить про "хесед" (милость) и т.д.

Запись опубликована в рубрике: .