Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

26

Я согласен с Пинхасом. Основной вопрос (и возможно основное различие) это в том где требуется основная модерницация. И какими средствами ее вести Или нужно модернизироват галаху (отчем говорят больгинство либеральных вязаных кип) или нужно модернизировать философию (рав Кук назыаает этт лимудей эмуна) отчем «вязаные» говорят очень мало. Рав Кук говорит о «тайнах Торы» как тснове модернизации. На мой взгляд хасидизм и есть модернизм именно в оьласти философии, или другими словами модели Б-жественности, или, что то же самое, ступени Б-жественности которая раскрывается в мире.
Тсновное изменение модели Б-га выражается историей «где находится Б-г»? — в твоем сердце. Есть модель царя. Модель отца. Модель мужа (каббала). Модель хасидизма — Б-г находится внутри тебя раскрывается внутри тебя обращвется к тебе. Раньше чтобы говорить с Б-гом требовалсь быть ведиким праведником. Сегодня Б-г говорит с каждым. На равных. И постоянно. А классическая религиозная модель это экранирует. Классическая религия это катнут. Религия времен Мошиаха это гадлут
Рав Фруман говорит что в конце своей жизни рабби Нахман переехал в Умань. И тбщался там с апиоресами. Рав Фруман там немекает может они единственные кто его понимали? О полемике рава Кука и Бренера говорится, кажется, нечто подобное. Ребе, кажется, тоже очень любил общаться с апикорсим Ари. Где то я сдышал что Хамм виталь был в молодости великим грешником. И только Ари мог исправить его душу. Рабби Йоханан и Реш Лакиш. Снова диалог праведника и грешника. Если нет такого диалога нет зивуг и нет развития.
Проблема «вязаного» модернизма в том, что это «алгоритмы которые программисты пишут для программистов» Но еще более существенно, что они не учитывают динамики тела. Голова готова двигаться сл скрюоростью мысли. Тело нет
Как человек тесно связанный с группой учеников рава Гинзбурга большинство из кл орых пришли из «вязаных кип» и постоянно наблюдающий как они плюются в сторону своей «алма матер» и как человек, обраруживший в учении рава Кука «недостающее звено» — я неизбежно задаю вопрос — почему столь многие из «вязаных» приходят в Хабад? Ответ мне кажется очевиднвм. В «вязаном» варианте часто религии не видно. Молодежь ищет религиозное чувство, религизного экстаза, леиштааба бегуфа дэмалка. Литовский иудаизм предлагает тшуву и преданность учебе как рецепт религиозногт чувства. Хасидут вообще опиум доя народа.
Хасидизм, если шире — каббала — это «свет лица», «ман пней адон Гавайе зэ Рашби». Еще шире — кав. Йошер. Брит. Мужское начало. Основная проблема — замыкание на себе. Мешихтсты убеждают мешихистов. А гинзбургисты гинзбургистов. Литовский иудаизм (и вязаные кипы как его разновидность) это аспект скорее игуль, круг. Основная проблема — «непорочное зачатие». Праведник не нужен, так как есть святые книги. Нужен механизм контакта, бет мидраш для тех, кому тесно в гетто только хасидизаэма или только вязаных кип или только секулярного взгляда на мир.
Концепция перманентного откровения рава Кука. Сравнить с перманентным творением Баал Шем Това. Стратегия сохранения всегда проигрывает. Не надо спихивать все на советскую власть Вера модернизма. Важно. Вера в прогресс, вера в наукк, атеизм, вера в разум. Фрейд — человек не рационалбное существо. Вера в рацио это вера в то, что рациональность для всех одинаково. 20 век то что хорошо для одних плохо для других. Деколонизация, арабо изр конфдикл. Все должны хотеть того же самого. Фашизм и коммунизм — миллионы людей выбирают кошмарные концепции. Повеление целых народов нерационально. Может ли цивилизация совершить самоубийство? Ответ да.