Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

У меня дома давно лежит маленькая книжка "Ребе с угла улицы" - про рава Карлибаха

У меня дома давно лежит маленькая книжка, «Ребе с угла улицы» — про рава Карлибаха. Несколько недель назад она попалась мне на глаза. Я начал читать — и не смог оторваться. Все слышали имя рава Карлибаха, но, кажется, мы мало представляем, что и сколько он сделал, и кем он был. Я начал переводить его биографию, и наверное переведу какие то отрывки из книги тоже. Вот самое начало: Рав Шломо Карлибах (1925-1995) Биография Рав Шломо Карлибах, один из наиболее известных и влиятельных людей в еврейской жизни 20 века, умер в возрасте 69 лет, 16 хешвана 5755 (1994) года, оставив после себя сотни тысяч скорбящих приверженцев и учеников по всему миру. Рав Шломо, которого зачастую называли «танцующим раввином», «поющим раввином», или даже «раввином-хиппи», стал, возможно, одной из самых оригинальных и творческих личностей двадцатого века. По своему влиянию, охватывавшему весь мир, и по интересу, который он пробуждал по всему миру, наверное, только Любавичский Ребе был впереди него. Имя рава Карлибаха стало нарицательным, и в глазах многих людей он считался отцом современной еврейской музыки (в заслугу десятков альбомов, которые он выпустил), и одним из отцов движения тшувы. Он строил мосты между людьми и направлениями, и был послом любви и радости, неся благую весть открытости, обнимающую всех, которая была обращена к сердцам как евреев, так и неевреев, всех типов и видов. Его последователи представляют весь спектр еврейства, но среди них находятся также искатели духовности всех религий, на любой межрелигиозной конференции ощущается его присутствие. Как бард, рав Карлибах владел тайнами написания, озвучивания и записи песен. Он выступал вместе с такими бардами, как Боб Дилан, Джони Митшел, и Фит Сигар на концертах «Мира и любви» в шестидесятые годы. С созданием «Дома любви и молитвы» в Сан-Франциско в 1967 году, который предназначался для того, чтобы привлечь еврейских молодых людей, далеких от традиции, и вернуть их в лоно иудаизма, в нем учились также люди «нью эйдж», которым было важно познакомиться с иудаизмом. С тех пор он стал желанным гостем во всех их встречах. Рав Карлибах взял на вооружение изначальные идеи хасидизма, призыв служить Вс-вышнему и затронуть сердце каждого еврея с помощью радости, и таким образом он привнес в еврейство нашего времени новый дух и захватывающее творчество. Этим своим подходом он спас целое поколение евреев от чувства полной отверженности перед своим наследием, и породил движение, которое продолжает распространяться по всему миру также и сегодня. Он был великим мудрецом Торы, и прекрасным рассказчиком. Его увлекательные истории «проглатывались» жадно на встречах нью эйдж, на встречах рассказчиков, и на его концертах по всему миру. Они всегда были проникнуты благой вестью любви и радости. Нет еврея, который не был бы знаком с р. Шломо Карлибахом в заслугу его способностей песни и рассказа, которыми одарил его Вс-вышний. Эта книга раскрывает еще один аспект его личности, многие люди подозревали о его существовании, но немногие познакомились с ним действительно – рабби Шломо Карлибах как праведник, как скрытый праведник, «святой нищий», умерший без гроша в кармане, после того, как раздал все свое имущество на цдаку), святой, который жил среди нас. * Шломо Карлибах родился в Берлине 18 тевета 1925 года, в одной из самых знаменитых раввинских семей Германии, и был сыном великолепной семьи, корни которой доходят до царя Давида, через восемнадцать различных ветвей этой семьи. Его дед, рав д-р Соломон Карлибах (в честь которого он был назван) был духовным лидером столь уважаемым и почитаемым в Германии, что удостоился особого упоминания в книге нобелевского лауреата Томаса Манна, «Доктор Фауст». Томас Ман, сам живший в городе Любек в Германии, в котором рабби Соломон служил главным раввином, пишет: «деталь, заслуживающая внимания, что вместе с нашим священником, также раввин города, д-р Карлибах, посещал нашу гостиную… мое впечатление, основанное, возможно, в основном, на том, что я слышал от моего отца, было и осталось, что этот маленький человек с длинной бородой, голову которого украшала кипа, многократно превосходил своей ученостью и остротой своего религиозного ума своих братьев по корпусу, относящихся к иной вере…» Кроме своей учености в Торе и широкого светского образованию (свою ученую степень доктора по германской драме он приобрел в университете Тюбингена), рав доктор Карлибах был глубоко задействован в делах местной общины, зачастую представляя ее перед властями. Один раз, в попытке решить определенный важный для общины вопрос, рав доктор Карлибах попросил – и также получил – редкую встречу с бароном Ван Блайхрудером, личным банкиром кайзера Вильгельма второго. Барон был известен как ассимилированный еврей, пронизанный самоненавистью, и друзья рава Карлибаха отговаривали его от попытки встретиться с ним. Тем не менее, рав Карлибах не отчаялся, будучи редким оптимистом и обладателем широкого и позитивного взгляда, и продолжил добиваться встречи с бароном. В конце концом он смог встретиться с ним, незадолго до начала первой мировой войны. Во время встречи рав Карлибах захватил сердце барона, который написал впоследствии в своем дневнике, «Никогда в жизни я не встречался с раввином. Я рад, что в моем возрасте мне предоставилась возможность вглядеться в черты лица этого, столь удивительного человека». В результате встречи барон приблизился к еврейскому наследию, которое он оставил, и даже добавил пункт к своему завещанию, в котором он сказал: «когда я закрою свои глаза, я попрошу, чтобы рав доктор Карлибах оплакивал меня. Если рав откажется, никто кроме него пусть не говорит на моих похоронах». И рав доктор Карлибах, действительно, принял участие в похоронах барона, окруженный царскими вельможами, графами, баронами, офицерами и священниками, дипломатами, интеллектуальной и культурной элитой Германии, и наиболее выдающимися людьми в кругах промышленности и академии, приближенных к кайзеру. Рав доктор Нафтали Карлибах, самый молодой из двенадцати сыновей рава Соломона Карлибаха, и отец рабби Шломо, унаследовал как преданность своего отца Торе, как и его самоотверженность ради еврейского народа. В 1917 году, после того, как он принял на себя должность раввина в синагоге Псийорштеса в Берлине, к нему обратился за помощью еврейский солдат из города Ашваг на юге Германии. Солдат, профессиональный пекарь мацы, который был принудительно мобилизован в германскую армию, отчаянно искал способ получить отпуск на три месяца перед весной, для того, чтобы он мог вернуться домой и печь мацу перед праздником Песах,. Поскольку он был единственным кормильцем в семье, его освобождение было необзодимо. Если он не сможет этого сделать, его семья будет голодать. Чтобы продвинуть решение просьбы этого солдата, рав доктор Нафтали Карлибах поехал, сильно при этом рискуя, в Копеник, где находилось управление главного штаба, и убедил ответственного генерала освободить молодого пекаря мацы на целых три месяца!