Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Я выучил новое слово (это все тот же урок рава на Балак в этом году)

Я выучил новое слово (это все тот же урок рава на Балак в этом году). «Дилуг». Прыжок. Бесконечный переход. Рабби Гилель из Парич говорит о трех «дилугим» в Эйн Соф. Первый «прыжок» — это «прыжок» от сущностного сокрытия к Ор Эйн Соф. Это куда раньше, чем то, с чего начинается Эц аХаим (бесконечный свет, наполнявший вселенную). Рабби Гилель говорит, что этому бесконечному свету, Ор Эйн Соф, в котором был цимцум, предшествовало состояние, которое называется «ээлем ацми», сущностное сокрытие света в сущности его источника. Почему это важно? Это важно для одной из центральных концепций в хасидизме, что «цимцум не следует понимать буквально». Если свет Эйн Соф — это первичная ступень, то цимцум следует понимать буквально. Если же этому предшестовало состояние, которое выше чем сокрытие или раскрытие (идея рабби Гилеля, которую подробно развивает ребе Рашаб), то «цимцум это не буквально», и в самой глубокой тьме сокрыт самый большой свет. * Немного в сторону, это прозвучало в одном из уроков недавно (это немного моя интерпретация, один из уроков который нужно будет перевести), что праведник отличается от грешника тем, что в праведнике его добро в раскрытии, а зло в сокрытии. А в грешнике наоборот. Но не то что бы была сущностная разница между первым и вторым…