Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Я когда то подумал

Я когда то подумал. Каким образом Аризаль создал свою каббалу, каббалу «швира» и «тикун», каббалу мира, который взорвался и жаждет исправления? Пришел к выводу, что для этого нужен был Хаим Виталь. Ари так и говорит ему — я пришел только для того, чтобы научить (или исправить) твою душу. Но для чего это нужно Ари? Может быть, Ари, совершенный праведник, праведник поколения, просто смотрит на измученную и разбитую душу своего ученика, и «рисует с натуры» то, что он видит. И рассказывает об этом своему ученику. И предупреждает, что другим ученикам это бесполезно и вредно слушать. Почему бесполезно и вредно? Потому что они не там. Потому что это не их души. Потому что не о них идет здесь речь. Хаим Виталь не послушал, как известно. И Ари ушел. * Вообще, в иудаизме есть несколько удивительных историй об отношениях учителя и ученика. Рабби Меир, который следует пешком за «Ахером», ловящий каждое его слово, которого Ахер, едущий в субботу верхом на лошади, предупреждает: здесь заканчивается «тхум шабат», область, где можно ходить в субботу… Рабби Йоханан — гневающийся на своего любимого ученика, Реш Лакиша, и тем самым убивающий его, и остающийся безутешным после его смерти…. И вот, Ари и Хаим Виталь. Величайший праведник и отчаявшийся найти исправление своей душе грешник, которые встречаются вместе. И трагическая кончина Ари (так описывается в «Шивхей Ари»). * В наших поколениях — из того, что известно — Магид, покидающий этот мир в результате «херем», который его ученики наложили на своих противников-миснагидов. Собственно, также Баал Шем Тов, который плакал, когда обьявили «херем» на франкистов, и скаал, что из-за этого херема его душа должна будет покинуть этот мир. Ребе? Иногда мне кажется, что кампания мешихизма привела к «27 адара». Мешихисты, конечно, не согласятся со мной… Собственно, Моше и Аарон, покидающие этот мир. «Вы оказались плохими учителями, ваша миссия закончена». Есть во всем этом нечто, трудно сформулировать что, возможно какое то экзистенциальное непонимание, экзистенциальный барьер между учителем и учеником. Когда они (учитель и ученик) говорят, вроде бы, одни и те же слова, но при этом имеют в виду разные вещи. Когда нет «лев ладаат», когда есть только «буквы» учителя, но не их внутренний смысл. Про поколение пустыни ясно сказано что «Вс-вышний не дал вам до сих пор сердца чтобы понять», т.е., вы поняли только нечто внешнее. Обновление Торы приходит только из «нкудат пнимиют а-лев» (внутренней точки сердца — где я читал об этом на днях — маамар Ребе в мелукат на месяц ав). Если эта внутренняя точка не раскрывается — или раскрывается недостаточно — происходит перезагрузка. Старый учитель уходит. Приходит новое поколение. Которому достались только буквы от старых учителей.