Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

19

Последние дни слушаю лекции (точнее отрывки лекций) Маниту, выложенные в ютюбе. Удивительное впечатление, когда кто-то озвучил то, что ты давно думаешь, чувствуешь, и не находишь слов. Я думаю сделать перевод, пока что то что больше всего «поймало:». В сущности, это, кажется основной его вопрос: Что выше — мистическая святость (оно же религиозное переживания) или святость жизни? В сущности, весь хасидизм — это максимально усилить религиозное переживание. Сделать его настолько сильным, настолько мощным, настолько ощутимым, что мир вокруг, кажется, совершенно перестает сущестовать.
Болезнь под названием «религия». Маниту Предисловие переводчика Имя философа Маниту я услышал впервые несколько месяцев назад от рава Шаула Вайнгорта на уроке в хабадской синагоге в Рехавии. Он сказал какой-то «ворт» от его имени, и ворт, что называется, прочно «застрял» в моей голове. Прошло еще несколько месяцев, когда у меня возникло прочное ощущение, что, по большому счету, мистика это тупик. Мистика, в лучшем случае, уводит меня из мира, создает ощущение вечного кайфа, создает иллюзию что все хорошо. Но потом, когда «опьянение» религиозного экстаза уходит – и ты остаешься один на один со всеми своими проблемами – ты вдруг осознаешь, что решение искать избавление в мистике было ошибкой. Но где же путь?
(продолжение темы про Маниту. Оригинал находится в вотсапе. Всякие неполиткорректности заменены троеточиями…) Какая метафора? Метафора известного анекдота про двух глистов которые сидят в жопе и говорят «это наша родина сынок». Это тебе не желтый ангел Нимшаль, если хочешь, что благодаря нашим так сказать религиозным поискам, мир сужается до размера …, …, …. и проч. А все какие то реально значимые и интересные вещи проходят мимо. Я привел примеры национального масштаба, но то же в личном масштабе
Истинная, природная святость, святость жизни, это куда глубже, чем мистическая святость. Когда я дышу – я служу Творцу. И поэтому мне нужна медицина, чтобы помочь мне дышать как нужно. И так далее, в отношении всего содержания жизни. Это цель – жить! (Маниту)
Раскрытие Торы в эпоху пророков – было само пророчество. Раскрытие Торы после эпохи пророков это философия. Каббала. Стиль каббалы после эпохи Зоара – это стиль философии. Хасидизм — это раскрытие Торы в области психологии. Сейчас мы находимся в эпоху социологии. И это то, что отличает учение рава Кука – раскрытие Торы в эпоху социологии. (Маниту)