Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

03

Есть нечто, что, кажется, очень важно понять, но недостаточно понимается. Шифлут — это только «кли», только «сосуд». Шифлут это только «вакуум» (подобно тому, как рав обьясняет понятие эмуна), в котором ты можешь «сотворить новый мир». Шифлут *не имеет* самостоятельного смысла, шифлут — это негатив, клипат нога, как обьясняется в Тании (гл. 31). В Тании там говорится, что цель шифлут — это симха, радость, приходящая после горечи душевного самоотчета. Более широко рав обьясняет (собственно, он отсылает к Алтер Ребе), что шифлут это сосуд, «вакуум», призванный привлечь новый свет.
Из урока рава на Пурим 5772? года? Я перевожу сейчас этот урок, по тексту книги «а-зман а-пними» (идеи рава по недельным главам, редакция Йоси Пели). Рав рассматривает идею «ад ло яда» на нескольких ступенях. «Предположим, что в общем, я «хороший еврей», который ведет себя соответственно предписаниям Шулхан Аруха. Но под этой внешней маской – кто я на самом деле? Действительно ли я «Мордехай-иудей», который стремится творить добро, и только дурное начало приходит ко мне, как нечто внешнее, и пытается отвлечь меня, вопреки моему внутреннему желанию. Или же наоборот, внутри я на самом деле «преступный Аман», полный дурных стремлений, вожделений и злости, и всяческого зла, но только я каким то образом умудряюсь управлять этим «вулканом» и притворяться праведником?»
(из того же урока рава. Хотя рав облачает это в шуточную, «пуримскую» форму, но редко можно встретить столь беспощадный и трезвый взгляд на себя, как это предлагает здесь рав: если ты правда думаешь, что ты такой цадик, скорее всего ты просто не догадываешься в какой грязи ты сидишь… То самое «двойное сокрытие» Пурима. Человек сидит по уши в грязи, и думает что он такой весь из себя такой цадик…, и его, бедного, несчастного не оценили по достоинству эти примитивные двуногие создания, называемые людьми. Ну ничего, он найдет себе учеников среди ангелов… Проблема что у ангелов нет счета в пайпале… 🙂
Может быть, один из самых важных уроков рава, на Пурим несколько лет назад. Суть урока — что все попытки «само-определения», в конечном счете, обречены. Я *не знаю* кто я. И попытки «насильно» узнать кто я, «выставить себе оценку» на самом деле в каком то смысле самоубийственны. В подобном самопознании всегда будет очень жесткая «редукция», попытка свести какие то сложные душевные движения к банальным «йецарим» и т.д. Короче, основное «послание» этого урока — остерегайтесь слишком глубоко познавать себя!