Наша недельная глава в Тора Ор посвящена теме, одной из важнейших тем хасидизма вообще, теме "люди и животные". Это стих, в Ирмиягу 31: "Вот, наступают дни, – сказал Г-сподь, – когда засею Я дом Йисраэйля и дом Йеуды семенем человека и семенем скота."
Кто же такие люди, "семя человеческое", и кто же такие "скоты", "семя скотское" в трактовке хасидизма? Это обьясняется в Тора Ор на нашу главу, и есть масса сихот Ребе об этом, это, буквально, одна из центральных тем у Ребе.
Есть несколько обьяснений. "Пшат" это души БИА и души Ацилут. Души миров БИА называются "семенем скотским". Души мира Ацилут называются "семенем человеческим".
Подчеркиваю, речь идет о еврейских душах. Также среди евреев есть 99 процентов "животных" и только один процент "людей".
Чем же одни отличаются от других? Одним единственным словом. Словом "даат". Души Ацилут - у них есть "даат" в Б-жественности. Души БИА - у них нет "даат" в Б-жественности.
Даат не означает формальное знание. Даат означает внутреннее чувство. Не просто знать, но чувствовать, пропустить это через себя, сделать это частью себя - это даат. Души миров БИА на это неспособны. Души Ацилут да способны.
Что делает Моше рабейну, "пастух веры"? Он пасет веру, он растит веру, он стремится превратить веру в даат. Так чтобы даже у душ БИА был даат, было чувство Б-жественности, а не формальное знание.
* Мы не можем знать, какие у нас души. Нам об этом не рассказывают. Но мы можем понять, что если наше знание о Б-ге это чисто внешнее, формальное знание - это подобно сну и игре воображения, эта ступень называется "семя скотское"
Но если мы это чувтсвуем, переживаем, пропускаем через себя, если это становится частью нашей жизни, это называется "семя человеческое"