Наша недельная глава в Тора Ор посвящена теме одной из важнейших тем хасидизма вообще теме "люди и
Наша недельная глава в Тора Ор посвящена теме, одной из важнейших тем хасидизма вообще, теме «люди и животные».
Это стих, в Ирмиягу 31: «Вот, наступают дни, – сказал Г-сподь, – когда засею Я дом Йисраэйля и дом Йеуды семенем человека и семенем скота.»
Кто же такие люди, «семя человеческое», и кто же такие «скоты», «семя скотское» в трактовке хасидизма? Это обьясняется в Тора Ор на нашу главу, и есть масса сихот Ребе об этом, это, буквально, одна из центральных тем у Ребе.
Есть несколько обьяснений. «Пшат» это души БИА и души Ацилут. Души миров БИА называются «семенем скотским». Души мира Ацилут называются «семенем человеческим».
Подчеркиваю, речь идет о *еврейских* душах. Также среди евреев есть 99 процентов «животных» и только один процент «людей».
Чем же одни отличаются от других? Одним единственным словом. Словом «даат». Души Ацилут — у них есть «даат» в Б-жественности. Души БИА — у них нет «даат» в Б-жественности.
Даат не означает формальное знание. Даат означает внутреннее чувство. Не просто знать, но чувствовать, пропустить это через себя, сделать это частью себя — это даат. Души миров БИА на это неспособны. Души Ацилут да способны.
Что делает Моше рабейну, «пастух веры»? Он пасет веру, он растит веру, он стремится превратить веру в даат. Так чтобы даже у душ БИА был даат, было чувство Б-жественности, а не формальное знание.
*
Мы не можем знать, какие у нас души. Нам об этом не рассказывают. Но мы можем понять, что если наше знание о Б-ге это чисто внешнее, формальное знание — это подобно сну и игре воображения, эта ступень называется «семя скотское»
Но если мы это чувтсвуем, переживаем, пропускаем через себя, если это становится частью нашей жизни, это называется «семя человеческое»