Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

19

Два дня назад на «Дне Торы» Толдот.ру я вдруг понял, что означает хабадская байка, что Мошиах будет из миснагдим. Пока Хабадники пилят немеряные бабки (см. Алтер Ребе Тора Ор на прошлую главу, «нахала мевоэлет», мир хаоса) и ведут бесконечные споры о «кресле», «швиле» и т.д., а также (в своьодное отупомянутых щюзанятий время) затыкают род раву Ицхаку Гинзбургу (посоеднее, кстати, весьма успешно), так называемые «миснагиды» занимаются собственно тем, что, собственно, единственное может привести Мошиаха: возвращают евреев к еврейству…
За что Алтер Ребе жеотвовал собой? За то, чтобы был гилуй элокут (раскрытие Б-жественного света) в душах хасидов )контрос итпаалут) Далее, собственно обсуждаеься чтт означает раскрытие Б-жественности в душах хасидов, и Мителер Ребе резко отвергает позицию, утверждающую что «итпаалут» (воодушевление) это только «старый» хасидизм
Пытаюсь читать контрос итпаалут. Какие то вещи очень напоминают «перек бааводат аШем» у рава Мителер Ребе спршюагивает: как можно ощущать Б-жественное воодушевление и при этом как бы не ощущать его? И отвечает: пример — нигун, которыц настолько захватывает человека что он как бы забывает о себе. Вся тема как ощущать Б-жественное воодушевления без примеси «самовозбуждения» (мое электротехничнское образование подсказывает «позитивная обратная связь») — тесно перекликается с «перек»
Мы очень часто пытаемся получить ответ на вопрос «как правильно». Возможно, проблема в самой постановке вопроса. Правилтный ыопрос не «как правильно» а «что я хочу достичь», какова мтя цель. Тогда вопрос звучит: «помогает ли это или мешает ли мне это достичь поставленной цели» Оч5нь часто эти ложные вопросы, поиски «как правильно» совершенно сбивают с толку. Я бы нпзвал их «детскими» вопросами. Вопроами ребенка, приученного решать школтные задачи и сравнивать с ответом. В жизни как правило нет одного правильного решения. Почему то люди думают что в иудаизме это иначе. Хотя как раз в иудаизме все построено по принципу «если.. то»