Дописал перевод этой статьи рава http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/veabita/5779/noach-4-mashberim.htm. Парадоксально, но, кажется, рав также считает, что основная проблема современного иудаизма -это ностальгия по местечку.
Т.е. я в последнее время много об этом пишу, что вся современная концепция кирува -это "назад в штетл", и это большая проблема. Но рав дает этому психологическое обьяснение, что штетл - это в нашем сознании своего рода "потеряннй рай". Нужно понять, что вернуться назад невозможно. Можно только идти вперед
Кроме того соображения о котором я говорил несколько дней назад - что все мы служим воображаемому Б-гу, рисуемому нам нашим воображением. И лишь немногие праведники "виядт" Б-га "через стеклянную перегородку" а не через "зеркало" своего подсознания (и кстати поэтому "кто верит в магомета кто в аллаха кто и т.д. - это все коах медаме, воображение. Почему же тогда есть запрет на авода зара? По видимому есть запрещенные варианты воображения и есть разрешенные)
Есть еще один момент, а именно религиозное обновление. Ребе был символом и флагманом религмозного оьновления вотвсех оьластях иудаизма. Удивительно, как его последлватели, его именем, в сущности, наложили запрет на всякое оьновление. Классическое харейдимное "хадаш асур мин атора" (новое запрещено Торой). Таким образом это не "мешихисты" кричат "йехи" (да здравствует неизменность), а рав Шах, известный поклонник лрзунга "новое щапрещено" кричит вместе с ними.
В чем же состоит "религиозное обновление" хасидизма вооьще, и последнего поколения в частности? Из некоторых мест ясно что основная идея хасидизма - это раскрытие АК. Адам кадмон. Он же, как обьясняет рав, "йеш амити".
Т.е. все предыдущие поколения занимались "битуль йеш". А поколение Мошиаха должно подняться в "йеш амити". Ребе, кстати, говорит об этом. См.маамар 30 лет назад опубликованный на прошлую субботу (4 хешван 5749). Но у Ребе основное остается все равно битуль йеш.
Рав в последнее время говорит про йеш амити.