Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Все понятие тшувы в хасидизме - это пробуждение рахамим (милосердия)

Все понятие тшувы в хасидизме — это пробуждение рахамим (милосердия). Месяц элул — «царь в поле» — это время, когда пробуждаются Свыше 13 мер милосердия, исправляющие все «пгамим». Пробуждение милосердия — как в отношении самого человека, так и в отношении окружающих, даже если они далеки от совершенства — это и есть тшува, и это есть своего рода «барометр» тшувы. Т.е., чем больше я ощущаю рахманут, понимание, эмпатию к чужим проблемам — тем больше я сделал тшуву. Обратное тоже верно. Если я продолжаю только судить, обвинять, или давать непрошенные советы (что в принципе почти одно и то же) — это значит, что я продолжаю сидеть в своем «пгам» и ничего, по сути, еще не начал исправлять. И 12 (или 20, или 30) лет, проведенных рядом с равом, ничего, по сути, не изменили в моей душе. Я остался таким же сухим, черствым, высокомерным, безразличным к окружающим как и 12 (20, 30) лет назад. *** Это не связанная тема но для меня это связанная тема. Среди учеников рава много говорят, вот, дескать, нет порядка, балаган с деньгами и т.д. На мой взгляд, проблема «чуть» глубже. Мы находимся рядом с праведником много лет, слышим его на фарбренгенах, учим его уроки. Но по большому счету, «ло нага вело пага». Мы остались теми что были. И поэтому даже небольшой балаган с деньгами или с организационными вопросами «выталкивает» человека наружу. Это не рав тебя прогоняет. Это твой собственный «йецер» выбрасывает тебя наружу. И все равно если тебе суждено и если ты удостоишься, все равно ты вернешься к раву и начнешь делать его работ. Вопрос только со штанами и без штанов..