Все понятие тшувы в хасидизме - это пробуждение рахамим (милосердия).
Месяц элул - "царь в поле" - это время, когда пробуждаются Свыше 13 мер милосердия, исправляющие все "пгамим".
Пробуждение милосердия - как в отношении самого человека, так и в отношении окружающих, даже если они далеки от совершенства - это и есть тшува, и это есть своего рода "барометр" тшувы.
Т.е., чем больше я ощущаю рахманут, понимание, эмпатию к чужим проблемам - тем больше я сделал тшуву.
Обратное тоже верно. Если я продолжаю только судить, обвинять, или давать непрошенные советы (что в принципе почти одно и то же) - это значит, что я продолжаю сидеть в своем "пгам" и ничего, по сути, еще не начал исправлять.
И 12 (или 20, или 30) лет, проведенных рядом с равом, ничего, по сути, не изменили в моей душе. Я остался таким же сухим, черствым, высокомерным, безразличным к окружающим как и 12 (20, 30) лет назад.
Это не связанная тема но для меня это связанная тема. Среди учеников рава много говорят, вот, дескать, нет порядка, балаган с деньгами и т.д.
На мой взгляд, проблема "чуть" глубже. Мы находимся рядом с праведником много лет, слышим его на фарбренгенах, учим его уроки. Но по большому счету, "ло нага вело пага". Мы остались теми что были. И поэтому даже небольшой балаган с деньгами или с организационными вопросами "выталкивает" человека наружу.
Это не рав тебя прогоняет. Это твой собственный "йецер" выбрасывает тебя наружу. И все равно если тебе суждено и если ты удостоишься, все равно ты вернешься к раву и начнешь делать его работ. Вопрос только со штанами и без штанов..